Адиля Акманова
Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Формирование графических навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.
Особенно важна проблема формирования графических навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
В формировании графического навыка письма младшего ученика Т. П. Сальникова выделяет три основных этапа:
I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания. Данный этап чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»).Важным условием успешного формирования графического навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки.
II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке.
III этап – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность, возникающая как естественный результат формирования навыка.
Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» – грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно, – не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.
Характеристика типичных нарушений графических навыков у детей с нарушениями интеллекта и причин их возникновения.
Типичные ошибки умственно отсталых детей при письме :
• длительное запоминание буквы;
• смешение буквенных знаков;
• неправильное начертание буквы;
• неверное расположение букв на тетрадном листе;
• зеркальность письма;
• затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой;
• неправильное соединение букв в слоге.
• не отделяют гласные звуки от согласных (стол – стл);
• смешивают акустически сходные звуки (Барбос – Парпос);
• переставляют буквы, т. е. нарушают строение слова (кошка – кокша);
• пропускают и переставляют местами слоги (сушили – сушли, защита – затащи).
Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, нарушение, отклонение от нормы и «графо» – писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и в предложении, аграмматизмы на письме.
Аграфия (от греческого «а» – неспособность и «графо» – письмо) – полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.
Виды дисграфий :
• Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического строя речи, может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
• Акустическая (фонематическая) – обусловлена расстройством дифференциации фонем и проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи произносятся правильно).
• Артикуляторно-акустическая – в основе лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, неправильное проговаривание.
• Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса (узнавание, анализа и синтеза, пространственных представлений. Происходят замены и искажения букв, зеркальность письма.
• Вербальная – оптическая дисграфия, изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова искажаются, замены букв оптического характера.
• Литеральная – оптическая дисграфия, нарушение воспроизведения изолированных букв. На почве нарушения языкового анализа и синтеза – нарушения деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа, искажение структуры слова и предложения.
• Идеаторная – связана с особенностями психофизического состояния человека (преобладание процесса возбуждения или торможения).
Таким образом, формирование графических навыков умственно отсталых учеников осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития.
Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся с интеллектуальными нарушениями, а так же приводят к ошибкам данного навыка.
У детей с умеренной степенью умственной отсталости отмечается недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития графомоторных навыков как залога успешного усвоения процесса письма. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Кроме того, в состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства школьников, нарушения темпа и ритма движений.
Таким образом, дети с нарушением интеллекта, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Все это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта умеренной степени.
Поэтому родители, включаясь в работу по обучению ребенка письму, должны быть готовы к тому, что:
• графомоторный навык будет формироваться медленно и с большими трудностями;
• не все дети с умеренной умственной отсталостью овладеют графомоторным навыком написания всех букв (не говоря уже об их соединениях). Этот процесс и его результат сугубо индивидуален!
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости проводится по следующим этапам:
I. Диагностический этап.
Цель: выявление начального уровня сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели используются следующие задания:
• Проведение линий по прямым дорожкам.
• Проведение линий по волнистым дорожкам.
• Обведение по контуру.
• Обведение по точкам.
• Раскрашивание.
• Штриховка.
• Письмо элементов букв.
II. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.
Цель: формирование графомоторных навыков.
Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия.
Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребенком, при этом необходимо использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
Упражнения (по нарастающей сложности) выстраиваются в следующем порядке:
1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика).
Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др., работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т. д., игры (лото, пазлы, мозаика и др., лепка (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, скатывание колбасок). В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро – ладонь – кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др., так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.
Например: упражнение «Птица и птенчики» :
Птенчики в гнезде сидят (обхватить все пальчики правой руки ладонью левой и шевелить ими) Кушать птенчики хотят (ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены) Мама их летит в гнездо (ладони двигаются – птица машет крыльями) Птенчикам несет зерно (ладони развернуть кверху)
2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.
3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.
4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. Различные «капельки», «петельки», «жики» и т. д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.
5. Письмо элементов букв. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то нужно оказывать ему особую помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять их в вычерчивании бордюров по контурам.
Такой последовательности придерживается педагог, работая с ребенком в классе, такой же последовательности должен придерживаться родитель, организуя учебную деятельность ребенка на дому. В реализации конкретных упражнений также желательно согласование деятельности педагога и родителей по времени.
Каждое мое занятие сопровождается:
• пальчиковой гимнастикой;
• упражнениями, повышающими энергетический потенциал - самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней с помощью карандаша, толстой веревки, массажного мячика, шарика-суджоК, головы, шеи, плеч;
• упражнениями для развития графомоторных навыков (упражнения из предложенных ниже);
• упражнениями на расслабление.
Из предложенных заданий и упражнений родители составляют свои варианты. Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.
III. Мониторинг уровня сформированности графомоторных навыков.
Цель: выявление динамики сформированности графомоторных навыков. Для достижения данной цели в конце учебного года проводится обследование и сравнительный анализ уровня сформированности графомоторных навыков учащихся.
Этот этап очень важен. Только постоянный систематический анализ проведенной работы позволит оценить ее правильность. Проводить итоговую диагностику можно не только в конце учебного года, но и в конце каждой учебной четверти. Все виды диагностики в течение одного учебного года проводятся через анализ результатов выполнения одних и тех же заданий.
Заключение
Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.
В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т. д.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа имени Ю. А. Гагарина»
Семинар – практикум:
«Организация коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения в условиях инклюзивного образования»
Сообщение на тему:
«Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта»
Подготовила
учитель – логопед
Акманова А. Т.
г. Энгельс, 2023 год