Светлана Клабукова
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки посредством применения нетрадиционных методов обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная грамотность – способность ребенка вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Три области функциональной грамотности -грамотность в чтении, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность
На уроках музыки на начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах
Формирование положительной учебной мотивации;
Повышение познавательной активности учащихся;
Активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
Стимулирование самостоятельной деятельности;
Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
Эффективное усвоение большого объема учебной информации;
Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
Развитие навыков самостоятельного умственного труда;
Развитие универсальных навыков.
Существует много занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, образное описание событий, игры-путешествия, шарады, загадки и т. д.)
Всё это создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению заданий.
Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным.
Прием «Отсроченная отгадка»
Модуль №4 «Европейская классическая музыка» Блок «Музыкальный образ»
Тема урока : Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь».
Задание:1 ряд. Расположи прямоугольники в порядке уменьшения их высоты.
2 ряд. Расположи прямоугольники по длительности звучания нот. Начиная с целой ноты. Прочти выражение из букв в этих прямоугольниках.
Прием «Лови ошибку»
Модуль №4 «Европейская классическая музыка» Блок «Музыкальный образ»
Тема урока : Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь».
Задание: Найди ошибку.
Прием «Эпитет»
Модуль №4 «Европейская классическая музыка» Блок «Музыкальный образ»
Тема урока : Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь»
Задание:На данном уроке учащиеся знакомятся с балладой Ф. Шуберта «Лесной царь» на стихи
Действующие лица баллады: Рассказчик, Отец, Сын, Лесной царь.
Интонации героев: Встревоженная, испуганная,взволнованная,сладостно – завлекательная, потом угрожающая.
Прием «Синквейн»
Модуль №4 «Европейская классическая музыка» Блок «Музыкальный стиль»
Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова «пять») - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Правила составления синквейна:
Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;
Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;
Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;
Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;
Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.
Например :
Музыка
Инструментальная, вокальная
Звучит, играет, слышится
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Искусство
Тема урока :«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.»
Задание: построить синквейн на тему «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.»
1 СТРОКА - тема или термин (1 существительное или местоимение)
2 СТРОКА – описание признаков, свойств (2 прилагательных или причастия)
3 СТРОКА – образована 3 глаголами или деепричастиями, описывающими характерные
действия предмета или темы.
4 СТРОКА – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету,
теме.
5 СТРОКА – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета, темы, синоним1-й строки.
Приём «Проверь меня!»
7 класс
Модуль №4 «Европейская классическая музыка» Блок «Музыка — зеркало эпохи»
Тема урока :«Жизненный и творческий путь И. С. Баха»
Задание: кратко записать на листе бумаги информацию по теме урока «Жизненный и
творческий путь И. С. Баха»
Цель: воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме,
формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти
ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией : чтение текста,
обдумывание и анализ полученных фактов.
Приём проводится в парах. Педагог предлагает кратко записать на листе бумаги информацию по пройденной теме урока, затем учащиеся меняются своими записями и исправляют или дополняют недостающий материал.
Приём «Кластер»
6 класс
Модуль №3 «Европейская классическая музыка» Блок «Музыкальный образ»
Тема урока :«Людвиг ван Бетховен Симфония №9»
Задание: построить кластер на тему «Людвиг ван Бетховен Симфония №9»
Цель: закрепление знаний по данной теме, развитие внимания.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.