Татьяна Храмова
Формирование функциональной грамотности учащихся через диалоговое обучение
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное общество нуждается в людях творческих, инициативных. Смотреть в будущее, видеть цель, стратегические приоритеты развития, предвидеть реальные результаты, принимать правильные решения, применять новые подходы в преподавании и обучении способствует качественному уровню образования. Л. С. Выготский утверждал, что обучение, ориентированное на зону ближайшего развития, должно осуществляться в совместной деятельности обучающего и обучающегося, построенной в логике общения, а так же с постепенной трансформацией в индивидуальную деятельность обучающегося субъекта. Поэтому, учитель должен управлять процессом обучения, основываясь на когнитивном развитии всех видов мыслительных процессов, коммуникативных навыков, функциональной грамотности школьников.
Публикация «Формирование функциональной грамотности учащихся через диалоговое обучение» размещена в разделах
Так как основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, то эффективным средством, позволяющим раскрыться каждому ученику в классе, является проблемно – диалоговое обучение. Оно строится на компетентностном подходе в обучении, игровом диалогическом характере обучения, субъектном опыте учащихся, групповом взаимодействии и рефлексии.
Развивая функциональную грамотность необходимо формировать у детей коммуникативные навыки в рамках урока. Поэтому на каждом этапе урока использую методы, позволяющие эффективно решать конкретные цели: активизация мышления, вовлечения обучаемых в учебный процесс, творческая выработка решений, интерактивность, познавательная активность.
Проблемный урок отличается от традиционного и характеризует не репродуктивным усвоением учащимися нового материала. Только творческая деятельность обеспечивает развитие познавательных способностей детей, способствует воспитанию активного класса.
Структура проблемно – диалогического урока
1. Создание и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выдвижение решения проблемы.
5. Применение знаний учениками на практике
В этапе постановки проблемы можно выделить три группы педагогических приемов:
приемы создания проблемной ситуации;
приемы выхода из проблемной ситуации;
приемы принятия предлагаемых учащимися формулировок проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации:
одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов;
столкновение мнений;
выявление представлений учащихся (вопросом или практическим заданием «на ошибку»);
предъявление научного факта (расчетом, экспериментом, наглядностью);
дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Приемы выхода из проблемной ситуации:
учитель заостряет противоречие и сообщает учебную проблему;
учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют учебную проблему;
учитель побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему в диалоге.
Варианты принятия ученических формулировок проблемы :
Подтверждение (вербальное «так», «да»; невербальное «кивок головой»)
Подтверждение с побуждением («так, кто думает иначе»)
На уроках в начальной школе,применяя разные типы диалогов, развивают коммуникативные умения у младшего школьника:
Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.
Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
Автономный диалог. Размышление «про себя»
Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого, доказательное отношение к мнению другого.
Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.
Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.
Небольшой процент учеников владеет навыками мышления на высоком уровне, позволяющим свободно выражать свои мысли, поэтому применяю стратегии критического мышления, основанного на диалоге и конструктивной аргументированной речи.
Такие методы, как «Кластер», «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Инфо-угадай-ка», «Синквейн», «Пометки на полях» или «Инсерт», Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ» (Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Верные – неверные утверждения», «Автобусная остановка», «Ярмарка», «6 шляп мышления», «Диаграмма Венна» позволяют педагогу сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления для самостоятельной работы с новым материалом.
Так на уроке русского языка, при изучении темы «Имена существительные с шипящими на конце» в ходе группового взаимодействия предлагаю определить тему урока и составить шаги (алгоритм) исследования, привести свои примеры на изученное правило.
Прием «Отсюда – сюда»
По мере прочтения сказки «Репка» проследить алгоритм действий героев и составить схему, иллюстрирующую содержание.
Прием «Рассказ-предположение по «ключевым» словам»
Изменить текст стихотворения А. Барто «В дни войны»
В мирные дни.
Глаза девчонки семилетней,
Как два … огонька.
В детском личике заметней
…. ….
Она…., о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней- …. в ответ,
И ей всего лишь семь счастливых лет.
Прием «Реклама»
Предлагаю подготовить рекламу таблицы умножения.
Прием «Составь задание»
Ученики выполняют «роль» учителя, структурируя программный материал.
Метод «Диктант значений».
Использую на уроках русскому языка для проверки орфографической зоркости у учащихся. Детям диктую не слова, а их значения. Учащиеся должны по значениям определить слова и написать их. Например: лесной доктор - дятел, лесной певец – соловей.
Таким образом, благодаря диалоговому обучению, происходит совместное обучение; критическое осмысливание проблемы учащимися, формирование функциональной грамотности на уроке, воспитание познавательной активности, интереса к работе друг друга.
Список использованной литературы:
1. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.
2. «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы».- Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832.
3. Руководство для учителя, факультет образования университета Кембридж, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2011 г.