Виктория Белоусова
Формирование функциональной грамотности младших школьников как механизм повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Белоусова В. М.
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 93 с дошкольным образованием г. Макеевки»
г. Макеевка, ДНР
АННОТАЦИЯ. В статье автор анализирует современные подходы к проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе, оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение понятия «функциональная грамотность», представляет её характеристику как планируемого результата обучения младшего школьника.
Публикация «Формирование функциональной грамотности младших школьников как механизм повышения качества образования» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: функциональная грамотность, направленность обучения, характеристика показателей, сущность, содержание, основные этапы обучения, приёмы практики, результат, модель.
Современное поколение людей живёт во времена скоростного развития информационных технологий. Ежедневно и ежечасно на нас обрушивается огромный поток информации. В настоящее время, наверное, нет ни взрослых, ни детей, которые не пользовались бы всемирной сетью Интернет. Ведь в ней человек может получать образование, работать, посещать видеоконференции и вебинары, продавать и покупать товары, получать необходимую информацию и многое другое. Соответственно он должен уметь гибко перестраивать старые способы своей деятельности, достаточно хорошо ориентироваться в новом, свои способности и силы использовать творчески. Для него становятся важнейшим умения добывать, оценивать, анализировать, использовать поступающую информацию и использовать её в жизни. Глобальные изменения XXI века предъявляют к человеку новые умения и качества : коммуникативные умения, творчество и сообразительность, критическое и системное мышление, социальная ответственность, умение ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, умения работать с информацией. Изменения в мире потребовали пересмотреть традиционные методы преподавания в школах, цели и результаты образования, систему оценки достигнутых результатов, выдвинули новые запросы к воспитанию и обучению.
ГОС НОО выдвигает ключевые требования: овладеть системой учебных действий с изучаемым материалом:
1) Личностными: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.
2) Предметными: освоение, преобразование и применение знаний (т. е. на основе имеющихся знаний формирование познавательных действий).
3) Метапредметными: регулятивными, коммуникативными,
познавательными.
Акцент в образовательной системе переместился со сбора и запоминания информации на овладение навыком её применения в жизни. В настоящее время в начальном образовании определено «чему учить», «зачем учить», «как учить», но остается актуальным поиск ответа на вопрос «как учить результативно?»
Не потеряла актуальность в наше время известная с давних пор притча «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком,
–с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисатва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Учитель оказался очень мудрым наставником для своих учеников. Ведь он понимает, что самые прочные знания те, которые добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Это самое главное, чему сегодня школа должна учить своих детей. Ещё в те далёкие времена педагоги определили важность и ценность формирования функциональной грамотности школьников.
Человек должен быть функционально грамотной личностью. Что же такое «функциональная грамотность»? Сам термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т. е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания, применять знания и умения, оценивать знания и умения, осуществлять саморазвитие.
Направленность обучения на формирование, обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит к поверхностному, можно сказать, одностороннему развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников в школах в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия школьников в международных исследованиях.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (А. А. Леонтьев)
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Она рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных (формируются на любом предметном содержании) и предметных (соответствуют конкретным предметам учебного плана начальной школы).
Таблица 1.
Компоненты функциональной грамотности
Интегративные компоненты Предметные компоненты
Читательская грамотность Литературная грамотность
Коммуникативная грамотность Языковая грамотность
Информационная грамотность Математическая грамотность
Социальная грамотность Естественно-научная грамотность
Содержание функциональной грамотности заключается в процессе формирования и развития средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 2.
Задания логических приёмов
Уровень
Логические приемы Примеры заданий
1 уровень знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.
2 уровень понимание Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.
3 уровень использование Применить, проиллюстрировать, решить.
4 уровень анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.
5 уровень синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа, изложения, сочинения)
6 уровень оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Перечислим основные этапы обучения через учебную деятельность:
• Мотивация.
• Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений (проблемная ситуация).
• Выявление места и причин затруднений (проблема).
• Целеполагание и проектирование выхода из затруднений (что я хочу сегодня узнать, чему хочу научиться и т. д.)
• Реализация проекта.
• Первичное закрепление.
• Самостоятельная работа с самопроверкой по шаблону (алгоритму, опоре и т. Д.)
• Включение в систему знаний и повторение.
• Рефлексия учебной деятельности.
Приведу некоторые эффективные приёмы практики и учебные задания.
2. Как помочь учащимся лучше осознать изучаемый материал?
• Чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов» :
«Приведи пример…», «Вырази с помощью…», «Поясни термин, утверждение…», «Изобрази…»
• Создавать учебные ситуации, которые вовлекают в учебную деятельность: вызывать удивление, желание уточнить или возразить, давать опережающие домашние задания, использовать загадки, парадоксы, афоризмы, дилеммы, дискуссии и диспуты, инсценировки, использовать общие увлечения и т. Д.
2. Как способствовать переводу знаний из пассивных в активные? Предлагать задание, которое отличает:
• неопределенность в способах действий (нет явных и скрытых указаний способа действий, нужен «перевод» с обыденного языка на язык предмета, допустимы альтернативные подходы и решения);
• проблемность во внеучебном контексте (необходимо принять осознанное решение, сделать выбор, ситуация близка и понятна, затрагивает их лично);
• практики развивающего обучения (учение в общении или учебное сотрудничество, поисковая деятельность, самостоятельная оценочная деятельность, задания на само- и взаимопроверку, ролевые и деловые игры и др.);
• поисковая активность, учебные исследования, проекты;
• интеграция знаний, выявление связей, аналогий;
• различные форматы предоставления информации;
• выявление главного, поиск альтернатив;
• тренировка воображения (описание объекта, монолог от определенного лица, описание необычных вариантов применения);
• выявление разных точек зрения (с позиции разных ролей, интересов, точек отсчета….);
• разрушение стереотипов (проверка утверждений, определение границ….);
• преобразование (добавляем предметам новые функции и свойства, перефразируем задания и вопросы)
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия:
• обучение должно носить системно-деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности);
• учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
• в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
• применять такие образовательные технологии, как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. Д., главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Любому дереву для роста и развития нужны уход, свет, тепло, вода. Маленькой личности, которая приходит на урок к учителю, необходимы прочные знания, умения, навыки и качественный результат для всех участников образовательного процесса. Попробуем представить модель формирования функциональной грамотности в виде плодового дерева. Высадим в саду маленькую яблоньку (функциональную грамотность личности). Будем поливать хрупкое деревце водой (чётко продуманной, правильно спланированной работой педагога с использованием современных инновационных технологий). Вскоре оно подрастёт, и на нем появятся, достойные восхищения плоды (ключевые компетенции младшего школьника).
Дерево без полива засыхает. Без компетентной работы преподавателя невозможно сформировать функционально грамотную личность школьника. Поэтому задача учителей начальных классов заключается в следующем:
• руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования,
•способствовать развитию творческих способностей,
• максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира,
• способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
И тогда, как сказал И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь раскрыться и развить собственные идеи».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. В. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др. ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 2018. 288 с.
2. Губанова М. И., Лебедева Е. П. Функциональная грамотность младших школьников : проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс : До и после. 2009. № 12. С. 65—68.
3. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/
4. Леонтьев А. А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность.) : монография / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001.
5. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М. ; Рига, 2000. 224 с.
6. ШтецА. А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа плюс : До и после. 2007. № 8. С. 69—72.