Мальцева Алина Алексеевна
Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.
«Магнит и его удивительные свойства»
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Публикация «Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательная: знакомство с понятием "магнит". Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом»
Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.
Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.
Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
Словарная работа: магнит, магнетизм,магнетические, полюса.
Методы и приёмы : беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.
Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая, тарелочки, листочки с заданием, интерактивный стол, доска:
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся. - ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей подготовительной группы. (Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает прослушать письмо).
Письмо от Лунтика.
«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».
Воспитатель: - Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?
- Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и отправить ему такое же письмо.
-Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как он называется? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Сейчас расскажу одну старинную легенду о появлении магнита.
Легенда о появлении магнита
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит.
Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» мы проведём «Эксперимент с магнитом».
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».
- Что мы знаем о свойствах магнита?
- Как эти свойства можно проверить?
Вот мы и сейчас проверим. «Важное дело – Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы»
Воспитатель: Приглашаю Вас подойти к столу. Ребята, посмотрите, на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?
Дети: (ответы детей) резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание)
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба – они называются магнетическими).
«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими)
Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство называется - магнетизмом, а предметы магнетическими.
Вывод: первое свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.
Опыт № 2
Воспитатель: Я предлагаю провести следующее испытание. Сейчас мы будем работать в парах. У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свои магниты, притянуть их друг к другу. Получается? А что происходит? Поверните магниты другой стороной.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё у нас есть «южный» и «северный» полюса.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель: просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, какую форму имеет наша планета?
Дети: Круглую.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля с большой силой притягивает к себе все предметы, находящиеся на её поверхности. Как магнит - железо. Все мы хорошо знаем, как опасно упасть с крыши дома или с высокого дерева. Земля притягивает нас к себе с такой большой силой, что, падая на неё даже с небольшой высоты, можно расшибиться. Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё.
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые отталкиваются.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты притягиваются друг к другу. А если мы их соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются.
Вывод: второе свойство у магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.
Динамическая пауза «Мы магниты»
Мы магниты, мы магниты
Мы друг к другу не пришиты.
Просто тянемся друг к другу
И идем, идем по кругу.
Вместе сели, вмести встали,
Головою покачали,
И попрыгали немножко,
И похлопали в ладошки.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево – вправо повернулись,
Наклонились, потянулись!
Отдохнули и вновь за дело. Дети садятся за столы.
Опыт № 3 «Достань скрепку»
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам одну очень интересную загадку: «Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?». (Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки).
Значит у магнита есть сила, он действует сквозь стекло и воду. Так происходит из - за подводного магнетизма. Магнитная сила действует под водой.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань, картон).
Опыт № 4 «Волшебная рукавичка»
- Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»
(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).
- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?
- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.
Опыт № 5
Воспитатель: А вот здесь я приготовила для вас задачку. Посмотрите внимательно на эту тарелочку. Что вы в ней видите? (Манная крупа). Под манной крупой я спрятала кое-что, а вы должны найти, только прикасаться к тарелочке нельзя, крупу нельзя пересыпать, трогать руками. Подумайте, как можно найти клад, что может вам помочь?
Молодцы правильно. Достаньте предметы, спрятанные в манной крупе с помощью магнитов.
Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду, ткань, бумагу, картон.
Воспитатель: Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?
Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
А вашим домашним заданием будет узнать где еще используется магнит и какую пользу приносит? – Как и где найти нужную информацию.
Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
Ответ Лунтику:
- Вот мы с вами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен.
- Давайте расскажем Лунтику о том, что узнали о «волшебном камне».
- Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где его используют? (Ответы детей). 1. «Магнит притягивает металлические предметы»
2. У магнита два полюса.
3. Магнит может действовать через предметы или вещества
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
Ответ от Лунтика: «Спасибо, вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч!»
Рефлексия. Итог ОД:
Что нового вы сегодня узнали о магните?
Расскажите, а что вам сегодня понравилось делать на занятии?
Что было трудно для вас?
Где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Итог занятия. Сюрпризный момент. Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.