МААМ-картинки

Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения

Мальцева Алина Алексеевна
Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

«Магнит и его удивительные свойства»

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Публикация «Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения» размещена в разделах

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательная: знакомство с понятием "магнит". Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом»

Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Словарная работа: магнит, магнетизм,магнетические, полюса.

Методы и приёмы : беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая, тарелочки, листочки с заданием, интерактивный стол, доска:

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся. - ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: Ребята, на пороге в ваш детский сад я повстречала почтальона, он передал посылку для детей подготовительной группы. (Воспитатель удивляется необычному камню и предлагает прослушать письмо).

Письмо от Лунтика.

«Здравствуйте, ребята! Однажды на тропинке я нашел этот камень. Мои друзья сказали, что он не простой, а волшебный. Я знаю, что вы много занимаетесь и многое уже умеете. Помогите мне узнать, как называется этот камень, почему его называют «волшебным» и зачем он нужен. Жду вашего ответа. Ваш Лунтик».

Воспитатель: - Ребята, как мы сможем помочь Лунтику?

- Я предлагаю вам исследовать камень Лунтика, все о нем узнать и отправить ему такое же письмо.

-Давайте внимательно рассмотрим камень, присланный Лунтиком. Как он называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Сейчас расскажу одну старинную легенду о появлении магнита.

Легенда о появлении магнита

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель: На один вопрос Лунтика мы уже ответили – этот камень называется магнит.

Воспитатель: А чтобы ответить на второй вопрос Лунтика «Почему камень называют волшебным» мы проведём «Эксперимент с магнитом».

«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».

- Что мы знаем о свойствах магнита?

- Как эти свойства можно проверить?

Вот мы и сейчас проверим. «Важное дело – Эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент».

Опыт № 1 «Магнит притягивает металлические предметы»

Воспитатель: Приглашаю Вас подойти к столу. Ребята, посмотрите, на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (Ответы детей – бумага, скрепки, ключи) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны?

Дети: (ответы детей) резиновые, деревянные и стеклянные игрушки; железные болты, гайки, ключи; металлические скрепки; пластмассовые ложки; цветы из ткани; кусочки картона и бумаги.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание)

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба – они называются магнетическими).

«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими)

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство называется - магнетизмом, а предметы магнетическими.

Вывод: первое свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Опыт № 2

Воспитатель: Я предлагаю провести следующее испытание. Сейчас мы будем работать в парах. У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свои магниты, притянуть их друг к другу. Получается? А что происходит? Поверните магниты другой стороной.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё у нас есть «южный» и «северный» полюса.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель: просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, какую форму имеет наша планета?

Дети: Круглую.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля с большой силой притягивает к себе все предметы, находящиеся на её поверхности. Как магнит - железо. Все мы хорошо знаем, как опасно упасть с крыши дома или с высокого дерева. Земля притягивает нас к себе с такой большой силой, что, падая на неё даже с небольшой высоты, можно расшибиться. Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё.

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети: Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые отталкиваются.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты притягиваются друг к другу. А если мы их соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются.

Вывод: второе свойство у магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.

Динамическая пауза «Мы магниты»

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево – вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Отдохнули и вновь за дело. Дети садятся за столы.

Опыт № 3 «Достань скрепку»

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам одну очень интересную загадку: «Как, не намочив руки, достать скрепку из воды?». (Для того чтобы достать скрепку из воды, нужно прислонить магнит к стеклу на уровне скрепки. После того как она приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит вверх. Скрепка следует за магнитом. Её можно легко достать, не замочив руки).

Значит у магнита есть сила, он действует сквозь стекло и воду. Так происходит из - за подводного магнетизма. Магнитная сила действует под водой.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, ткань? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань, картон).

Опыт № 4 «Волшебная рукавичка»

- Ребята, а теперь я вам покажу фокус. Он называется «Волшебная рукавичка»

(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).

- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?

- Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о магните.

Опыт № 5

Воспитатель: А вот здесь я приготовила для вас задачку. Посмотрите внимательно на эту тарелочку. Что вы в ней видите? (Манная крупа). Под манной крупой я спрятала кое-что, а вы должны найти, только прикасаться к тарелочке нельзя, крупу нельзя пересыпать, трогать руками. Подумайте, как можно найти клад, что может вам помочь?

Молодцы правильно. Достаньте предметы, спрятанные в манной крупе с помощью магнитов.

Вывод: Итак, магнит может действовать через стекло и воду, ткань, бумагу, картон.

Воспитатель: Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).

А вашим домашним заданием будет узнать где еще используется магнит и какую пользу приносит? – Как и где найти нужную информацию.

Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

Ответ Лунтику:

- Вот мы с вами и ответили на все вопросы Лунтика: как называется этот «волшебный камень», почему его называют волшебным и для чего он нужен.

- Давайте расскажем Лунтику о том, что узнали о «волшебном камне».

- Как называется этот камень, почему его называют «волшебным», где его используют? (Ответы детей). 1. «Магнит притягивает металлические предметы»

2. У магнита два полюса.

3. Магнит может действовать через предметы или вещества

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Ответ от Лунтика: «Спасибо, вам, ребята, за помощь. Я всем своим друзьям рассказал про волшебный камень – магнит и даже с его помощью помог найти иголку Дядюшки Шнюка. Вы – настоящие Всезнайки! До свидания! До новых встреч!»

Рефлексия. Итог ОД:

Что нового вы сегодня узнали о магните?

Расскажите, а что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что было трудно для вас?

Где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

Итог занятия. Сюрпризный момент. Ну, что ребята, нам пора прощаться с гостями. А я для вас приготовила еще один сюрприз. Хочу подарить вам эти замечательные магниты. Я уверена теперь вы с его помощью сможете проводить свои собственные исследования, показывать фокусы своим родным дома и друзьям. Вы такие любознательные, интересные, умные, добрые. До свидания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группыДидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группы Предлагаю Вашему вниманию мою новую работу - дидактическую игру по безопасности "Один дома". Цель: формирование осознанного правильного.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группыПлан проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы Цель: Формирование основ финансовой грамотности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения
Опубликовано: 26 октября 2022 в 09:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности детей подготовительной группы через экспериментирование как один из методов обучения» (включая файлы) размещена пользователем Мальцева Алина Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД