Кудрявцева Екатерина Геннадьевна
Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи
Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи
В нынешних условиях особое значение приобретают проблемы обучения грамоте и родному языку. Это связано с тем, что в последние годы специалисты подмечают увеличение случаев речевых нарушений у дошкольников, а также обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых патологий и изменение логопедического контингента.
Публикация «Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи» размещена в разделах
В современных исследованиях (О. Л. Жильцовой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.) указывается, что недоразвитие всех компонентов языка у детей с ОНР является основной причиной затруднительного освоения навыка чтения.
И. Е. Манерко указывает, что для успешного овладения процессами чтения необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи [2].
Р. Е. Левина преподнесла формирование функционального базиса чтения ребенка как результат системного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При этом важно изучение соотношения дефектов речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда можно отметить равномерное нарушение всех трех упомянутых процессов: «. такая равномерность характерна лишь для глубоких степеней недоразвития речи, когда все процессы находятся в зачаточном состоянии» [1, c. 63].
Л. С. Цветкова отмечает: «Психофизиологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и др». [3].
С целью диагностики вербального и невербального компонентов функционального базиса чтения у детей была использована «Методика раннего выявления дислексии», предложенная А. Н. Корневым. Указанная методика состоит из 5 блоков, выявляющих состояние основных психических процессов, влияющих на формирование навыков чтения у дошкольников.
Первый блок включает в себя задания, направленные на изучение зрительно-пространственного гнозиса, процессов восприятия, объема кратковременной зрительной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
Второй блок представлен заданиями на произвольность познавательных процессов, умение действовать согласно предписанным правилам, навыки концентрации внимания.
Третий блок направлен на диагностику сукцессивных функций речи : возможностей последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы.
Четвертый блок направлен на диагностику интеллектуальных способностей старшего дошкольника, влияющих на формирование навыка чтения : уровень развития логического мышления и памяти, способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки, отличать их от несущественных.
Пятый блок представлен заданием «Составь рассказ по серии картинок», диагностирующим уровень развития устной речи ребенка : ее связность, последовательность, фонетическое оформление, лексико-грамматическая правильность, звукопроизношение.
Констатирующий эксперимент позволил нам выявить контингент детей, предрасположенных к развитию дислексии. Он составляет 65 % от общего числа обследуемых. У дошкольников данной категории было выявлено: маленький объем памяти, низкая работоспособность, неразвитая произвольность психических процессов, множественные лексико-грамматические нарушения, низкий уровень развития связной речи.
Коррекционно-развивающая работа по формированию функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи строилась на основе следующих принципов:
• Опора на сохранные и наиболее развитые психические функции ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
• Отбор методов с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей с ОНР, а также градационного усложнения материала по мере проведения коррекционно-развивающих занятий.
• Применение на логопедических занятиях дидактических игр и упражнений, систематизированных с учетом направлений работы по развитию психических функций, обеспечивающих развитие навыка чтения.
Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения выстраивалась с учетом специфики имеющихся у детей нарушений. Результаты обследования были доведены до педагогов, работающих с экспериментальной группой. Родители и педагоги получили методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями.
Коррекционно-развивающая работа проводилась с детьми экспериментальной группы, у большинства из которых была выявлена предрасположенность к дислексии. Работа по пропедевтике нарушений входила в систему занятий по развитию и коррекции речи, осуществляемых экспериментатором совместно с действующим учителем-логопедом.
Формирующий эксперимент проходил в 3 этапа. Каждый этап предусматривал развитие указанных доминирующих дефицитарных функций с постепенным усложнением материала. Основной акцент ставился на развитие аналитико-синтетической сферы, восприятия, внимания, памяти, произвольную регуляцию деятельности.
После проведения логопедической работы дети были обследованы вторично. На контрольном этапе нам удалось выявить, что:
• Число дошкольников с низким уровнем сформированности неречевого компонента функционального базиса чтения в экспериментальной группе снизилось на 20 %;
• Число детей с низким уровнем произвольности психических функций снизилось на 30 %;
• 20 % дошкольников экспериментальной группы поднялись с низкого уровня умственного развития на средний;
• В экспериментальной группе риск возникновения дислексии снизился на 20 %.
• Коррекционные мероприятия оказались малоэффективными для развития сукцессивных функций у старших дошкольников с системными нарушениями речи, так как для выявления значительных улучшений в данной сфере необходимо более пролонгированное коррекционное вмешательство.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения оказалась эффективна для большинства изучаемых характеристик, а также существенно снизила риск развития дислексии у экспериментальной группы в будущем. Важно подчеркнуть, что формирование вербального компонента функционального базиса чтения возможно только на базе развитых аналитико-синтетических способностей, внимания, адекватного объема речеслуховой, зрительной памяти, навыков зрительно-пространственной ориентировки, самостоятельной регуляции деятельности. В связи с этим мы считаем актуальной разработку коррекционных программ, направленных совершенствование внимания и способностей к запоминанию, осмыслению информации у старших дошкольников с системными нарушениями, а также развитие у них вербального компонента функционального базиса чтения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – Москва, 1991. – 193 с.
2. Манерко Е. И. Профилактика нарушений письма и чтения у детей с речевыми нарушениями (ОНР, алалия, афазия) [Электронный ресурс] / Е. И. Манерко, Н. В. Черепкова. – Москва, 2007. – Режим доступа:
3. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – Москва: Юристъ, 2000. – 253 с.
4. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 83 с.