Любовь Горяинова
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлены современными условиями жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Формирование финансовой грамотности дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.
Таким образом, необходимо расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях, чтобы войти в мир экономики. Для формирования финансовой грамотности дошкольников необходима поэтапная работа.
На первом этапе я разработала перспективный план работы с детьми на год. Далее, в соответствии с перспективным планом работы, были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании системы по ознакомлению детей с азами экономики: система состоит из модулей: «Потребности» «Обмен и деньги» «Производитель и реклама» «Экономика должна быть экономной»
В модуле «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.
С детьми ведется обсуждение вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, и т. д. Далее вместе с детьми обсуждаем, в чем заключаются потребности людей. Например: потребности первых на земле людей были не велики. Еда, одежда да пещера, в которой можно укрыться от бури и дождей. Потребности современных людей шире, им необходимы, и медицинская помощь, и транспорт, и образование.
Позже выясняем причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, медицинская помощь, транспорт и т. д.).
Игры по экономике проводились в различных формах. Это игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбук «Игротека Рублика», познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т. д.
В ходе знакомства с модулем «Потребности» дети усваивают экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
«Обмен и деньги»
Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В группе был создан уголок «Город Финансов» это :
карта города с достопримечательностями и торговыми центрами, банками, музеями для развития интереса у детей к родному городу;
художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.
Дети, в ходе занятий в игровой форме узнают, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.
Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Интересная тема для познавательной игры — история появления денег. Старшим дошкольникам предлагаю узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии.
Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько, же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
ситуации - производство товара (игрушки, поделки и т. д., который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара»; конкурс на лучший товар или услугу- установление цены, выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Настольно-печатные игры по экономике- лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», использование которых в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «разгадывая экономические кроссворды, викторины дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Следующий шаг, в данной работе по формированию экономических знаний у дошкольников – направить мыслительную деятельность детей к выводу, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь.
Отсюда «Экономика должна быть экономной».
Здесь направляю детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду и дома, формирую у детей полезные привычки, закрепляю их повседневно: «соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря». Примером служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. «Выключать – значит, экономить!».
Играя в «Строителей», акцентирую внимание дошкольников на том, как долго строят, и как неприятно, когда ломают и портят постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.
В модуле «Производитель и реклама» предлагаю знакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.
Знакомя детей с производителями товаров и услуг, «путешествуя» по городу дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию.
Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может, здесь продолжается знакомство детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий.
Ознакомление с разными профессиями происходит через д/игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок.
Современные дети живут в рекламе, она их окружает повсюду.
Здесь предлагаю тему «реклама», которая, является мощным и основным средством просвещения, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемных ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя, продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.
Огромное удовольствие дети получают в придумывании рекламы своей любимой игрушки, книги, конфеты.