МААМ-картинки

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

Любовь Горяинова
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлены современными условиями жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.

Публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Формирование финансовой грамотности дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.

Таким образом, необходимо расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях, чтобы войти в мир экономики. Для формирования финансовой грамотности дошкольников необходима поэтапная работа.

На первом этапе я разработала перспективный план работы с детьми на год. Далее, в соответствии с перспективным планом работы, были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании системы по ознакомлению детей с азами экономики: система состоит из модулей: «Потребности» «Обмен и деньги» «Производитель и реклама» «Экономика должна быть экономной»

В модуле «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

С детьми ведется обсуждение вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, и т. д. Далее вместе с детьми обсуждаем, в чем заключаются потребности людей. Например: потребности первых на земле людей были не велики. Еда, одежда да пещера, в которой можно укрыться от бури и дождей. Потребности современных людей шире, им необходимы, и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

Позже выясняем причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, медицинская помощь, транспорт и т. д.).

Игры по экономике проводились в различных формах. Это игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбук «Игротека Рублика», познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т. д.

В ходе знакомства с модулем «Потребности» дети усваивают экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

«Обмен и деньги»

Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В группе был создан уголок «Город Финансов» это :

карта города с достопримечательностями и торговыми центрами, банками, музеями для развития интереса у детей к родному городу;

художественная литература по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.

Дети, в ходе занятий в игровой форме узнают, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три.

Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.

Интересная тема для познавательной игры — история появления денег. Старшим дошкольникам предлагаю узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии.

Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько, же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

ситуации - производство товара (игрушки, поделки и т. д., который бы отвечал спросу; защита лучшего «товара»; конкурс на лучший товар или услугу- установление цены, выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Настольно-печатные игры по экономике- лото «Что продается в магазине?» «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам», «Денежное дерево», использование которых в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «разгадывая экономические кроссворды, викторины дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Следующий шаг, в данной работе по формированию экономических знаний у дошкольников – направить мыслительную деятельность детей к выводу, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь.

Отсюда «Экономика должна быть экономной».

Здесь направляю детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду и дома, формирую у детей полезные привычки, закрепляю их повседневно: «соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря». Примером служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. «Выключать – значит, экономить!».

Играя в «Строителей», акцентирую внимание дошкольников на том, как долго строят, и как неприятно, когда ломают и портят постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

В модуле «Производитель и реклама» предлагаю знакомить детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

Знакомя детей с производителями товаров и услуг, «путешествуя» по городу дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию.

Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может, здесь продолжается знакомство детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий.

Ознакомление с разными профессиями происходит через д/игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок.

Современные дети живут в рекламе, она их окружает повсюду.

Здесь предлагаю тему «реклама», которая, является мощным и основным средством просвещения, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемных ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя, продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.

Огромное удовольствие дети получают в придумывании рекламы своей любимой игрушки, книги, конфеты.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект совместной игровой деятельности по ФЭМП с добавлением элементов финансовой грамотности «Лесная школа»Конспект совместной игровой деятельности по ФЭМП с добавлением элементов финансовой грамотности «Лесная школа» Конспект совместной игровой деятельности по ФЭМП с добавлением элементов финансовой грамотности для детей среднего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 21:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Горяинова (УИ 53700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД