Оксана Сомова
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Это необходимый этап в процессе воспитания. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах : понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться уже в детском саду. В этот период закладывается позитивное отношение к себе и к окружающим людям. Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
1. В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
2. В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.
Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
3. В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают первые сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Необходимо помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих благ, но и как процесс, приносящий радость и удовлетворения.
На основании различных исследований было выявлено, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, личный опыт приобретений товаров и услуг раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий.
Обучение детей основам финансовой грамотности будет не полностью реализовано без совместного участия родителей. Поэтому главным направлением – является работа с семьей. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить с имеющимися у них деньгами («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).
Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда и правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
> информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;
> участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (ярмарки, игры, праздники, конкурсы).
На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности поможет родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей, что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Таким образом, использование игры по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка.
Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.