Екатерина Юрьевна Никишенко
Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Автор рассматривает формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как одну из важных проблем. В статье раскрывается взаимосвязь младшего школьного возраста с финансовой грамотностью, так же задачей стоит формирование у детей правильных отношений с финансами.
Публикация «Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема» размещена в разделах
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: финансовая грамотность, младший школьный возраст, педагогическая проблема, современное обучение.
Знания финансовой грамотности играет важную роль в современном мире. На новом этапе развития системы образования ее характерные черты можно считать динамичными, инновационными и интенсивными. Рынок труда ставит задачу формирования активной личности, которая будет обладать знаниями в экономической сфере, будет стремиться к целенаправленной реализации своего потенциала. Все это ставит перед системой образования задачу развития финансовой грамотности детей.
Начиная с младшего школьного возраста дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, развитие финансовой грамотности, основанное на личном опыте освоения элементов начального экономического образования ребёнка в современных условиях, следует рассматривать как фактор социализации, который оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
В современной научно-педагогической литературе большое внимание уделяется проблеме финансового воспитания в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы экономического образования, дети получают первый и существенный опыт элементарных экономических отношений, а так же осуществляется формирование ответственного отношения к деньгам. Знания и опыт, полученные в этот период при изучении основ финансовых элементов, благоприятно влияет на младших школьников и помогает лучше понять и адаптироваться к социальной среде в новых экономических условиях.
В последних научных исследованиях формирование личной финансовой грамотности на этапе младшего школьного возраста определяется как важное направление образования, которое поможет ребёнку быть приспособленным к жизненным ситуациям, стать самостоятельным, правильно ориентирующимся в экономических явлениях, успешным в современных условиях рыночной экономики. Исследования учёных в современном мире указывают на необходимость введения элементов финансового образования в младшем школьном возрасте.
По словам современных психологов и педагогов (Н. Грамма, A. Шатова, И. Стасова, основа для будущей успешной экономической деятельности человека закладывается в детстве [1]. Именно поэтому чрезвычайно важным является воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, адекватно реагировать на общественные изменения, владеть навыками экономически целесообразного поведения. Соответственно, работая с младшими школьниками сегодня в данном направлении, возможно сформировать всесторонне развитую и грамотную личность, которая будет свободно ориентироваться во многих сферах.
В определении составляющих финансовой грамотности младших школьников мы опираемся на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента : когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [3].
Формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста — важная задача современного образования, урегулирование которое помимо введения ребёнка в реальную взрослую жизнь, научить справляться с настоящим, развить финансовое мышление, дать знания о деньгах, рынках, бизнесе, человеческом труде, поможет сформировать деловые качества личности: умение правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать самостоятельно, творчески, а в дальнейшем строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Одновременно обогащается словарный запас детей и начинает формироваться начальная экономическая культура.
Перечислим основные проблемы и противоречия. Отметим, что проблема финансово-экономического воспитания детей младшего школьного возраста, содержит много противоречий:
1. Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей.
2. Родители считают необходимой подготовку ребенка к участию в финансово-экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только школу.
3. Отсутствует взаимодействие между педагогами и родителями с целью формирования финансовой грамотности детей.
Для успешного результата важным является обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей [7].
В связи с развитием экономики в нашей стране сегодня существует неотложная необходимость в развитии финансовой грамотности не только для взрослых, но и для детей. Важной задачей образования в этой области являются необходимые знания, чтобы создать правильный подход к деньгам в молодом поколении.
После вышеизложенного можно сказать, что финансовое образование является важной частью жизни современного человека, которому требуются не только совершенные знания финансовой теории, но и практические навыки и их применение.
Финансово образованный человек может компетентно распоряжаться деньгами, разработать финансовый план, необходимый для достижения целей. Существует три основных источника, чтобы сформировать финансовую грамотность учеников начальной школы : семья, школа, их собственный опыт, которые помогают ребенку найти ценность денег, а также вести правильную речь в обществе. Финансовое образование включает в себя знание денежных отношений (продуктов и услуг).
Список литературы
1. Грамма, Н. Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н. Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.
3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.
3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.
4. Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак - М. : Сфера, 2012. - 80 с.
5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М. : Юрайт, 2019. 156 с.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М. : Юрайт, 2019. 130 с.
7. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - 46 с.