МААМ-картинки

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир»

Михайличенко Наталья Анатольевна
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование духовно-нравственных ценностей

у старших дошкольников на основе программы

«Добрый мир» Л. Л. Шевченко

Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы „Добрый мир“» размещена в разделах

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Ряд таких насущных проблем современного общества, как отсутствие нравственных идеалов, четких представлений о нормах морали, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг, бездуховность,, требуют немедленного переосмысления подхода к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Образование, не имеющее под собой прочного фундамента воспитания нравственности, может дать обществу лишь людей с определенным уровнем знаний, но не знающих норм морали, без ощущения причастности к культурным и духовным традициям своего Отечества.

Сказанное, указывает на то, что на современном этапе материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к искажению у детей представлений о доброте, великодушии, милосердии, патриотизме, справедливости. На фоне этого, наблюдается рост агрессивности и жестокости, пагубных привычек, увеличение преступности среди молодежи.

В раннем детстве у детей проявляются положительные качества, которые уменьшаются с возрастом. Это душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Именно эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Современный ребенок, как и дети - их сверстники прошлых веков обладают тем же важнейшим нравственным качеством, которое определяется как духовное основание личности. Это – качество любви: любви к ближним, способности к сопереживанию, доброте, чуткости, совестливости.

Образное, эмоциональное восприятие окружающего мира дошкольниками позволяет представить им духовную культуру как добрый красивый мир материальных и идеальных объектов и отношений, в которых разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия, взаимопомощи, радости.

1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, закрепивший приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одной из ключевых задач Стандарта, являются «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных (православных) и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации;

понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

уважение к представителям других национальностей;

формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

воспитание уважительного отношения к труду.

Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов, выделенных в характеристике пяти образовательных областей дошкольного образования :

В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного и речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).

Кроме того, в методологическую основу реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок

Таким образом, исследуя вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников, требования, предъявляемые в Стандарте к реализации содержания образовательных областей, считаем, что одним из компонентов педагогической деятельности с дошкольниками, должно стать усиление внимания педагога к вопросу духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, что определило актуальность нашей работы.

Анализ научно-практических материалов, описывающих последовательные подходы к формированию духовно-нравственного опыта у детей, раскрывающих пути решения обозначенной проблемы и возможные направления духовно-нравственного развития современных дошкольников позволили обобщить изученную информацию и сделать следующие выводы.

Понятие духовно-нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, духовно-нравственное воспитание её системообразующим признаком.

В истории отечественной педагогики вопросу духовно-нравственного воспитания всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного воспитания детей рассматривалась как приоритетная. Ряд исследователей таких как: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Л. А. Григорович определяет, что нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И. С. Марьенко обозначил «нравственность» - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду ит. д.

И. Ф. Харламов в своих исследованиях акцентировал внимание на соблюдении моральных норм и правил, что базируется не на принуждении, а на сознательности личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдать.

В. А. Сластенин, основываясь на мировоззренческом подходе, интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Соответственно, придерживаясь аксиологического подхода, он определяет нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

А. Г. Хрипкова, рассматривая проблему нравственного воспитания, считает, что данный вид воспитания осуществляется только в процессе включения воспитанников в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт, и качеств.

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.

И. Ф. Исаев в своем исследовании о педагогических ценностях обращает внимание на то, что категория ценности применяется к миру человека и обществу в целом. Вне человека и без человека понятие «ценности» существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений.

Р. С. Буре отмечает, что в процессе формирования духовно-нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая и вторая функция реализуются в двух формах : стихийно и целенаправленно.

Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Стандарте указывается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены инновационные и парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Такой программой в нашем дошкольном учреждении, стала программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л. Л. Шевченко.

Задача детского сада – раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

Программа «Добрый мир» дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС материалами духовно-нравственного характера, обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения.

Тип программы «Добрый мир» культурологический, что позволяет всем детям независимо от национально-культурной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

В 2018 учебном году педагоги апробировали примерную основную общеобразовательную программу «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л. Л. Шевченко, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Программа предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, обеспечивая достижения духовно – нравственного развития детей, их готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно –нравственная культура народов России».

В основу работы была положена гипотеза: что, если процесс духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться посредством использования в образовательном процессе инновационной программы «Добрый мир. Православная культура для малышей», то это станет дополнительной основой формирования духовно-нравственных ценностей у каждого воспитанника группы.

Решение данной проблемы поставило цель работы: сформировать основы духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством апробации программы «Добрый мир. Православная культура для малышей» в совместной образовательной деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определили задачи.

1. Изучить теоретические и практические материалы по проблеме развития духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Создать педагогические условия для развития духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать систему работы по развитию духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников, на основе реализации программы «Добрый мир».

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир»
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 07:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир»» (включая файлы) размещена пользователем Михайличенко Наталья Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД