Светлана Косицына
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей 5–6 лет через знакомство со сказками народов мира
▼ Скачать + Заказать документы
Косицына Светлана Викторовна
Воспитатель БДОУ города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 302»
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей 5-6 лет через знакомство со сказками народов мира.
Невозможно объяснить ребенку,
что граница между добром и злом
не такая четкая, как между белым
и черным, как учат в сказках.
(Джоди Пиколт)
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживается при восприятии художественных произведений. Особенно дошкольникам нравятся сказки.
Публикация «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей 5–6 лет через знакомство со сказками народов мира» размещена в разделах
Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказки».
В настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение, именно сказка играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, тем самым способствует развитию детского воображения.
Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист В. Я. Пропп писал: «Сказка – символ единства народов. Народы понимают друг друга независимо от языковых границ. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство.»
Целью моей работы является:
формирование духовно-нравственных качеств детей (миролюбие, доброту, отзывчивость) через знакомство со сказками народов мира.
Задачи:
Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств детей (миролюбие, доброту, отзывчивость) через знакомство со сказками народов мира.
• Продолжить формировать духовно-нравственные качества детей через знакомство со сказками народов мира;
• Привлекать родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (беседы и обсуждения после прочтения произведения, изготовление кукольных театров и декораций).
• Воспитывать доброту, отзывчивость, миролюбие.
Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподнести, обсудить с ребенком сюжет, чтобы он смог понять ее мораль.
Для реализации поставленных задач мы использовали такие методы, как чтение и рассказывание сказок, беседы, обсуждение сказок, дидактические игры, игры-драмматизации, режисерские игры; рассказывание сказок детьми по мнемотаблицам, выставки книг сказок.
В процессе своей работы мы убедились, что самым эффективным методом формирования духовно-нравственных качеств детей являются знакомство с содержанием сказки и вовлечение детей в деятельность инсценировки сказки.
В течение года мы знакомились с русскими народными сказками. Вместе с детьми мы искали в чем схожесть и различие таких сказок-близнецов.
Мы определили схожие по сюжету сказки у других народов мира, например: «Теремок» - русская народная сказка, «Рукавичка» - белорусская народная сказка. В этих сказках одинаковые сюжеты, герои, но разные названия. «Курочка ряба» - русская народная сказка, «Курочка, которая несла золотые яйца» - украинская народная сказка. В этих сказках похожи сюжеты и названия, хотя придуманы они были разными народами и в разное время. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка, «Гензель и Гретта» - немецкая народная сказка.
Ребята пробовали проанализировать такие сказки и пришли к выводу, что персонажи сказок бывают разными : добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. Но, несмотря на то, что сюжеты и названия сказок разные – характеры героев похожи. С помощью героев этих сказок дети учились плохому и хорошему, как можно поступать, а как вовсе нельзя. Во всех этих сказках есть мораль, поняв которую ребенок может выйти из сложной ситуации. Мои воспитанники, после прочтения сказок, скавнивали себя с главними героями. Высказывались, как бы они могли поступить в той или иной ситуации, проявляли смелость, находчивость и милосердие.
Мои воспитанники активно включались в работу со сказкой. Готовили кукольные спектакли и выступления. Очень важно, чтобы в подготовке принимали участие все дети. Такая подготовка дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело» : кто-то поет песенки, кто-то читает текст, кто-то играет роль, кто-то готовит билеты к спектаклю.
Для поставленной цели, в моей группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Родителями изготовлены пальчиковый и настольный театры: «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Три поросенка», «Теремок». Оборудован уголок «Посиделки у камина», в котором были собраны книги, иллюстрации, мнемотаблицы по сказкам народов мира, игры. Детям очень нравится заниматься и играть в этом уголке.
Мы провели консультативную работа с родителями по теме: «Воспитание добра и зла через сказку у детей дошкольного возраста».
По моему личному наблюдению, ни одно начинание в педагогической деятельности не может быть без помощи родителей, поэтому, мы предложили им читать детям сказки перед сном. Мы были очень рады, что, чтение, во многих семьях своеобразной семейной традицией.
Мы продолжим работу в этом направлении. Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать плохое от хорошего, но и растет духовно, становясь мудрее. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя хорошими поступками.
Закончить хочу словами Далай-лама ХIV : «Человек, который верит в сказку, однажды в нее попадет, потому что у него есть сердце!».
Литература:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой – 5-е изд., перераб. И доп. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 – 352 с.
Интернет ресурсы:
Видеоролики: www.youtube.com
Записи детских песен и сказок.