Роза Даутова
Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский заметил, что мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник детского разума. Одним из важнейших принципов экологического образования является непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и младший школьный возраст.
Публикация «Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Как считают психологи, на каждом возрастном этапе обнаруживается своя избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность. У младших школьников она направлена на познание окружающего мира. Отсюда - высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в познании - изучении того калейдоскопа разнообразных жизненных впечатлений, которые он получает дома, в семье, на улице, в транспорте и магазинах, школе и других общественных местах. Ребенок адаптируется к жизни и жадно впитывает разнообразные впечатления. Особенно интерес у ребенка вызывает природа - жизнь в лесу, водоеме, на лугу, во дворе у дома. Общепризнанно, что начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению, а также формированию ценностных экологических ориентаций младших школьников.
Ребёнок младшего школьного возраста учится и осознаёт себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения его природоведческого кругозора, экологической культуры.
В процессе активной деятельности, младший школьник реализует свои потребности пытливого исследования, открывателя мира, осваивает методы и приёмы изучения своего окружения. Кроме того, и это очень важно, доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека. Ибо экологическое мышление базируется на понимании взаимосвязей организмов с окружающей средой, для их осознания нужна большая мыслительная работа, начиная с наблюдений в природной лаборатории и закаливая определёнными выводами и обобщениями.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения первоначальных научных понятий, формирования познавательных мотивов, произвольного внимания и наблюдательности, что создает благоприятные условия для овладения начальными экологическими знаниями. В данном процессе важно соблюдать такие общедидактические принципы, как природосообразность, гуманизация, непрерывность, систематичность, взаимосвязь теоретических знаний и практической деятельности.
Основной формой экологического образования является урок, однако в начальной школе большое значение имеют внеурочные и внеклассные организационные формы, такие, как учебные экскурсии, факультативы, кружковая работа, олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, праздники, выпуск стенгазет и тому подобное.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры является составной частью деятельности всей системы непрерывного образования с начального звена и до образования взрослых.
Экологическое образование как непрерывный процесс обучения является новым направлением педагогической теории и практики. Его результатом является воспитание и развитие личности, формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.
Проблема формирования ценностных экологических ориентаций важна и этой области природоведения, нужно уделять большое внимание, начиная с начальных классов, так как именно в этом возрасте закладываются ценностные ориентации.
Задачами исследования был анализ идей об экологическом образовании и определение организационно-методических основ начального образования, а также раскрытие содержания экологического образования в сфере формирования ценностных ориентаций к миру природы.
В ходе исследования были разработаны такие критерии оценки уровни экологической образованности, как знания, познавательное отношение к изучаемому материалу; умение применять экологические знания в природоохранной деятельности; эмоциональная потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление любви, доброты, чуткости, проявления эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное, бережное и ответственное отношение к окружающему миру.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что методически правильная организация системы экологического образования младших школьников по формированию ценностных экологических ориентаций позволила совершенствовать все элементы экологической образованности. Это выразилось в том, что уровень экологической образованности в начале эксперимента у учащихся экспериментального и контрольного классов не имел существенных различий, но после формирующего эксперимента произошли положительные изменения, то есть возникла заметная разница для высокого, среднего и низкого уровней экологической образованности младших школьников в экспериментальном классе. К концу эксперимента сопоставление результатов уровней экологической образованности и психодиагностики «ЭЗОП» в экспериментальном и контрольном классах позволило выявить в них значительное отличие.