Милованова Татьяна
Проектная деятельность — как одна из форм совместной деятельности с семьей по формированию ценностей ЗОЖ у дошкольников
Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Исследования Н. А. Амосова, И. М. Новиковой подтвердили, что формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье.
Публикация «Проектная деятельность — как одна из форм совместной деятельности с семьей по формированию ценностей ЗОЖ у дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Проекты
- Темочки
Поэтому особое значение в работе по формированию навыков ЗОЖ у детей приобретает организованная работа с родителями.
Изменившаяся современная семья заставляет нас, педагогов, искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Традиционные формы работы с родителями дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов.
По мнению известного педагога Л. А. Никитиной, «надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями считаем установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.
Перед нами встал вопрос - как привлечь внимание родителей к ценным советам по формированию ЗОЖ. Для того чтобы определить круг проблем и наметить пути решения мы использовали некоторые методы исследования семьи, а именно опрос.
Опрос показал, что большинство родителей вопросы оздоровления и психического благополучия детей ставят на второй план в сравнении с интеллектуальным развитием.
Поэтому у нас возникла идея подобрать к существующим формам работы с родителями по формированию навыков ЗОЖ у детей такие формы, в процессе которых родители – будут не пассивными наблюдателями, а активными участниками мероприятий, направленных на полноценное развитие и укрепление здоровья детей.
Поэтому мы обратились к проектной деятельности. На наш взгляд, именно проектная деятельность, позволила нам создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
У детей к подготовительной группе уже имелся запас представлений о составляющих ЗОЖ, но как показали результаты мониторинга у детей недостаточно сформированы представления о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека.
Таким образом, течение двух лет нами были реализованы два долгосрочных проекта с детьми старшего дошкольного возраста : «Слагаемые здоровья», «Быть здоровыми хотим!».
Реализация проекта «Слагаемые здоровья» позволила задействовать различные виды детской деятельности.
Это организация выставки рисунков «Заботимся о здоровье», привлечение детей к изготовлению пособий для лепбука «Азбука здоровья», к изготовлению дидактических игр «Полезно - вредно».
Родители поняли важность нашей работы. Они активно поддержали нас, включились в мероприятия по данному направлению.
С их помощью были организованы: фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», "Мы дружим со спортом!",конкурс семейных проектов «ЗОЖ дома», «Создаем меню».
Оформлена групповая фотовыставка «Как мы проводим выходные».
Хочется отметить, что конечно опора делалась на увлеченных родителей. Результаты их деятельности презентовались как ими, так и детьми, что и послужило мощным мотивирующим фактором для включения всех родителей в проект.
Наиболее интересны родителям были досуги. Такие мероприятия устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Досуги проводились в форме соревнования двух команд, участниками которых являлись дети и родители. За правильно выполненные задания участники получали фишки.
Досуги начинались с разминок, таких как «Что нужно, чтоб здоровым быть?», «Продолжи фразу», например «Здоровье – это…».
Участники команд рассказали о значении для здоровья основных культурно-гигиенических навыков, закаливающих процедур, соблюдения режима дня, рационального питания, сна, двигательной активности, занятий физкультурой и спортом.
Также игроки показали свои знания в конкурсе «Эрудит», отвечая на вопросы о сохранении здоровья.
Проведение досуговых мероприятий позволило вызвать интерес родителей к проблеме формирования у детей навыков ЗОЖ, сплотить детский коллектив и родителей между собой.
Данные формы взаимодействия помогли взрослым раскрепоститься, дали родителям возможность увидеть своего ребенка в коллективной деятельности с другими детьми, проанализировать его личные достижения и успехи, объективно оценить их.
Положительной стороной подобных форм явилось то, что участникам не навязывалась готовая точка зрения, их побуждали думать, искать, проявлять себя в практических действиях.
Большое значение имеет приобщение семьи к спортивным мероприятиям. Семьи Кузнецовых и Лосевых приняли участие в спортивном соревновании «Папа, мама, я - спортивная семья». Эмоции, возникающие при проведении данных мероприятий, воспоминание о них, объединяют больших и маленьких.
Дети нашей группы постоянные участники городских мероприятий «Лыжня России», «Кросс наций».
Практикуем совместные прогулки родителей и детей, совместное участие в сооружении построек из снега.
В течение реализации проектов велась работа с родителями. Для них оформлены папки-передвижки, проводились беседы, консультации.
Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются при встречах с родителями.
Например, на родительском собрании Лосев Иван Викторович поделился опытом своей семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Взаимодействие с родителями по формированию основ здорового образа жизни через проектную деятельность позволило более эффективно решать задачи оздоровления и физического развития дошкольников.
Дети стали активными участниками спортивных мероприятий, повысился интерес к физкультурным занятиям и спорту;
В целом увидели, что у детей возрос уровень сформированности представлений о составляющих ЗОЖ.
Осознание того, что этой деятельностью со своими воспитанниками мы внесли определенный вклад в становлении у детей ценностей здорового образа жизни, дает нам уверенность в целесообразности и нужности этой работы.