Получи документы

Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как способ предупреждения конфликтов

Брик Лариса Викторовна
Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как способ предупреждения конфликтов
▼ Скачать + Заказать документы

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т. д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как "социально-психологический климат", "психологическая атмосфера", "социальная атмосфера", "климат организации", "микроклимат" и др.

Публикация «Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как способ предупреждения конфликтов» размещена в разделах

Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.

Социально-психологический климат – это целостное социально-психологическое состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

На формирование той или иной коллективной атмосферы влияют сразу несколько факторов:

1) окружающая среда за пределами организации : экономическая ситуация, политическая обстановка, настроения в обществе;

2) обстановка в самой организации, роль и участие сотрудников в делах всей компании;

3) физические условия труда;

4) удовлетворенность работой;

5) характер выполняемой деятельности (монотонность или разнообразие выполняемой работы, повышенная ответственность, стрессовый характер выполняемой работы, высокая цена ошибки, эмоциональная нагрузка);

6) организация совместной деятельности;

7) стиль и методы руководства.

Социально-психологический климат бывает :

а) благоприятный – характеризуется взаимным доверием, уважением, преобладанием положительных эмоций, информированностью по значимым вопросам, чувством защищенности, комфорта, взаимовыручкой и взаимной ответственностью, возможностью творить, профессионально расти и т. п. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность

в труде на общее благо;

б) неблагоприятный – характеризуется скукой, высокой напряженностью и конфликтностью отношений, чувством неуверенности, боязнью ошибиться или произвести плохое впечатление, страхом наказания, непониманием, недоверием друг к другу и т. д. ;

в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.

Определить атмосферу в группе людей не так сложно. Даже одного дня достаточно, чтобы выявить явные признаки сплоченности коллектива, психологическое состояние, темп работы и общее настроение. Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе.

К ним относят:

уровень текучести кадров;

производительность труда;

качество продукции;

количество прогулов и опозданий;

количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

выполнение работы в срок или с опозданием;

аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

частота перерывов в работе.

Для экспресс-диагностики психологического климата в коллективе можно воспользоваться методикой А. Н. Лутошкина, которая за короткое время позволяет оценить направленность настроений в трудовом коллективе (приложение 8).

Формировать благоприятный климат в коллективе трудно. В настоящее время существует множество стратегий по снижению социальной напряженности. Они предусматривают следующие мероприятия:

при комплектовании рабочего коллектива необходимо учитывать психологическую совместимость сотрудников. В зависимости от целей надо сочетать разные типы поведения людей. Во многих ситуациях группа с представителями одного характера окажется мало работоспособной, например, если соберутся только сотрудники, ждущие указаний и не умеющие проявлять инициативу или только любители командовать;

оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодические аттестации руководящих кадров;

приемлемое ограничение числа сотрудников, подчиненных одному руководителю (5–7 человек);

отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так

и избыток членов коллектива ведут к его неустойчивости. Появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких кандидатов занять должность и получить продвижение по службе или из-за возникающей неравномерности трудовой нагрузки при наличии "лишних рук";

опора в работе на наиболее авторитетных, активных членов коллектива (неформальных лидеров, пользующихся доверием персонала;

управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, группового мнения и настроения);

предупреждение и разрешение межличностных конфликтов;

применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания

и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, применение социально-психологических тренингов, деловых игр, метода убеждения и т. п.);

развитие и углубление индивидуального подхода в работе с людьми.

В личности руководителя можно выделить три стороны, которые непосредственно влияют на микроклимат в коллективе : стиль руководства, тип установки руководителя по отношению к подчиненным, собственное отношение к деятельности. Эффективный руководитель – это местоимение "МЫ", а не "Я"!

Публикации по теме:

Организация активного отдыха в детском саду как средство предупреждения переутомления детей Движение как таковое может по- своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить движения. Жорж Тиссо.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Фотоотчёт «Наша метеостанция» к Международному Дню климата на МAAMФотоотчёт «Наша метеостанция» к Международному Дню климата на МAAM Наверное, каждом детском саду есть своя метеостанция. А в нашем детском саду её не было. Прошлым летом мы с ребятами моей группы решили.

Конспект родительского собрания в ДОУ на тему «Создание безопасного климата в семье» Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни и важности благоприятного психологического климата.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Полезные советы для благоприятного цветения огорода на окне «Витаминный оазис»Полезные советы для благоприятного цветения огорода на окне «Витаминный оазис» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию: "Полезные советы для благоприятного цветения огорода на окне "Витаминный оазис". 1. Сейте.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 летРисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 лет Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность,.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как способ предупреждения конфликтов
Опубликовано: 20 октября 2022 в 12:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как способ предупреждения конфликтов» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД