Елена Терпигина
Формирование безопасного поведения старших дошкольников с использованием метода имитационного моделирования
▼ Скачать +Заказ
Имитационное моделирование - метод, при котором изучаемая тема или ситуация заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальность (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности).
Предлагаем рассмотреть практическое использование данного метода через формирование у старших дошкольников безопасного поведения.
Публикация «Формирование безопасного поведения старших дошкольников с использованием метода имитационного моделирования» размещена в разделах
Актуальность формирования культуры безопасного поведения у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.
В образовательном процессе старших дошкольников широко используется ситуативно-имитационное моделирование, как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений.
Данный метод содержит в своей структуре три компонента, которые обуславливают ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации
При помощи моделирования ситуации осуществляется осознание детьми целей деятельности, задач действий, развитие мотивации, упрочнение практических навыков и обогащение способов деятельности. Под моделированием ситуации понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, какой либо опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней.
Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения.
Важно учитывать специальные условия для эффективного использования метода ситуативно-имитационного моделирования :
• отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения;
• применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;
• осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком;
• организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.
Так же возможно моделирование ситуаций на макетах (например, разыгрываются ситуации «Мы на остановке», «Прогулка по городу», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», и др.).
Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности, но наиболее эффективно в игре.
Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые вариантыопасной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.
Приведу несколько возможных ситуаций для моделирования.
1. Друзья на разных сторонах дороги. Саша кричит Олегу, что бы он быстрее перебежал на его сторону дороги. Пешеходный переход через 10 метров. Как поступит Олег в этой ситуации?
2. Витя слушает музыку, у него в ушах наушники, и в это же время он начинает переходить проезжую часть дороги в отведенном для этого месте. Что может произойти с Витей и что он сделал неправильно?
3. «Ваня и Петя весной пошли гулять к реке. Они вышли на подтаявший лёд. Что с ними может произойти?»
4. Маша с подружками пошла в лес за земляникой. Но задержалась на лесной полянке и потеряла подружек из виду. Что может произойти с Машей?
При моделировании подобных ситуаций у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. А так же у детей формируются правила безопасности, которые они запомнят, и будут применять в жизни.