Анастасия Домрачева
Формирование бережного отношения дошкольников к воде при ознакомлении с природой Южного Урала
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель 1-й категории Загребельная Анастасия Ивановна
МАДОУ детский сад № 26 города Челябинска
ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯДОШКОЛЬНИКОВ К ВОДЕПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА
«Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец».
Томас Фуллер
Публикация «Формирование бережного отношения дошкольников к воде при ознакомлении с природой Южного Урала» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Природа Урала: животные и растения
- Урал - наш край родной
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Загрязнение окружающей среды является одним из важнейших факторов, негативно влияет на продолжительность жизни и здоровье людей и увеличивает опасность генетических нарушений. Экологические условия, сложившиеся в Рос-сии, не могут не отразиться на состоянии растительного и животного мира. Загряз-няются водные источники, обедняются степи, во многих местах среда становится непригодной для жизни. Назрела острая необходимость активного экологического воспитания и обучения всех слоев населения, начиная с самых маленьких - до-школьных групп детских садов.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения - одна из важнейших задач современности. Воспитывать у детей ответственное отношение к природе - это сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение соответствующими знаниями и умениями, но и развитие умения и желание активно защищать, улучшать среду. Согласно ФГОС, одной из задач познавательного развития детей является — формирование первичных представле-ний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Необходимо уже в раннем детстве закладывать в детях умение ценить и любить свою Родину, ее природу, бережно и трепетно относится к ее богатствам, воспитывать желание сохранять ее красоту и первозданность. Вода – обязательное условие и фактор жизни, и собственно на нее воздействует человек в больших масштабах. Нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь. Роль воды велика для всего живого. Представим себе на минуту, что на Земле не имелось бы питьевой воды, рек, морей, океанов. Что было бы с нами? В таком случае жизнь на нашей планете не смогла бы даже появиться. Исключительно воде планета обязана появ-лением и развитием жизни, следовательно, не будь ее, не было бы и нас. Для здо-ровья человека неблагоприятные последствия при использовании загрязненной воды, а также при контакте с ней (купание, стирка, рыбная ловля и др.) проявляют-ся либо непосредственно при питье, либо в результате биологического накопления по длинным пищевым цепям типа: вода — планктон — рыбы — человек или вода — почва — растения — животные — человек и др.
Важнейшим аспектом в деятельности педагогов дошкольного учреждения является воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у детей бережного отношения к воде как жизненно важному ресур-су для здоровья и драгоценному дару природы. Реализуя принцип учета этнокуль-турной ситуации развития детей основная образовательная программа дошкольно-го образования МДОУ основывается на принципе регионального подхода, обу-словливающего выбор образовательных целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокуль-турных, демографических особенностей Уральского региона.
Одним из удивительных российских регионов, который совершенно не похож ни на что другое является Южный Урал. Помимо самих уральских гор, таящих в себе множество самых разных полезных ископаемых и минералов, из природных достопримечательностей можно отметить наличие уникальных чистых озер, рек, пещер и водопадов. Ни один регион России не может сравниться с Ура-лом по количеству озер! На его территории находится более 3 тысяч водоемов. Поэтому и называют Южный Урал "Страной озер".
Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется формированию бережного отношения к воде, водным ресурсам Южного Урала. Для того, чтобы перейти к данной теме, необходимо познакомить детей с понятием «Вода», ее свойствами. Тут на помощь педагогам приходит опытно– исследовательская дея-тельность детей являющейся, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Опыты: «Вода - это жидкость», «Вода – прозрачная», «Вода не имеет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Какой формы вода?», «Вода может расширяться?», «Как растения пьют воду» и т. д.
С детьми проводится цикл бесед с рассматриванием иллюстраций по этой теме: «Вода-наш друг», «Что такое водоем?» «Водоемы Южного Урала и жи-вотные, растения экосистемы», «Кому нужна вода?», «Как беречь воду», «Что мы знаем о озерах и прудах», «Река Урал» и т. д. Дети принимают активное уча-стие в обсуждении тем, отвечают на вопросы, строят предположения, делают выводы. Созданы картотеки «Художественное слово о воде»(произведения писа-телей, пословицы, поговорки, загадки, «Игры с водой», «Животные и растения водоемов Южного Урала», «Водоплавающие птицы».
В экологическом воспитании детей непосредственно-образовательная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть каче-ственно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Проводится цикл занятий по ознакомлению дошкольников с водой, водными ресурсами родного края: «Животные и растения водоемов, занесенные в Красную Книгу», «Что мы знаем о воде», «Озера Южного Урала», «Вода источник жиз-ни», «Правила поведения на водоеме», «Урал-река, мост между Европой и Ази-ей»,«Запрещающие знаки» с использованием презентаций, чтения художествен-ной литературы (Н. А. Рыкова «Как люди обидели реку»,«Волшебница вода», «Жила была речка», Б. Заходер «Что случилось с водой?»и т. д.).
Особый интерес вызывают у детей экологические сказки, возможность сочинить сказку самому. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе («История одной Капли», «Как тучка была в пустыне», «Сила Дождя и Дружбы» и др.)
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифи-цировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами при-роды, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Игра "Пищевые цепочки водоёма"
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры: воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.
Дети выкладывают карточки: комар-лягушка-цапля, червячок-рыбка-чайка,водоросли – улитка-рак, ряска – малёк – хищная–рыба;
Игра «Ходят капельки по кругу».
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и вол-шебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручей-ками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в боль-шой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраивают-ся в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солныш-ко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучи-лась.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников яв-ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опи-раясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотно-го, человека, который будет жить в 21 веке. Работа с родителями: консультации в родительском уголке «Правильное отношение к природе начинается в се-мье»,«Берегите воду», «Отдых на водоеме: правила поведения», привлечение родителей к созданию совместного альбома «Как мы отдыхаем на озерах и реках нашего края», участие в выставке рисунков и поделок на тему «Волшебница вода».
Конспект занятия в старшей группе «Сбережем озера наши!»
Задачи:
Образовательная область "Познавательное развитие" :сформировать представления детей об озёрах Челябинской области; совершенствовать знания детей о родном крае и городе; воспитывать бережное отношение к воде, водным ресурсам; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, вообра-жение, сообразительность.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" : воспитывать любовь к родному краю, городу; формировать навыки сотрудниче-ства, доброжелательности.
Образовательная область «Речевое развитие» :активизировать и обога-щать качественный, глагольный словарь по лексической теме; активизировать речь детей; следить за правильным звукопроизношением; развивать объяснительную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением;познакомить с древней легендой Южного Урала.
Образовательная область «Физическое развитие» :учить координиро-вать движения с речью.
Образовательная область «Художественно-эстетическое разви-тие» :развивать творческое воображение детей.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование для про-смотра презентации, изображение гербов городов Челябинской области, презента-ция "Озёра Южного Урала", макет «Водоём», листы для рисования, краски, ки-сточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним в чудесном крае мы с вами жи-вем? Как называется наш регион?
Дети: Южный Урал.
Воспитатель: Правильно, а в каком городе?
Дети: В Магнитогорске.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран, и найдите герб Магнито-горска.
Воспитатель: а кто мне скажет, что на нем изображено и что он обознача-ет?
Ответы детей.
Воспитатель: Уральский край богат разнообразными водоемами и река-ми. С гор спускаются ручьи, образуются знаменитые озера Урала. Всего в регионе насчитывается 11 достаточно крупных рек, среди которых самые известные: Кама, Печора, Чусовая, Белая. Но главным богатством Уральского края являются озера, их тут более 3 тысяч!Среди них большие, глубокие, обмелевшие, прозрачные, светлые и темные, тинистые, заиленные, богатые рыбой и «мертвые». Этот само-бытный край - Южный Урал - называют еще «голубым ожерельем» России. По-слушайте древнюю легенду:
-Было у богатыря Семигора волшебное хрустальное зеркало. Глянешь в него и видишь, что под землей лежит. А неподалеку от Семигора жила завистливая старушонка колдунья. Утащила она его зеркало, когда хозяин спал. Проснувшись, он хватился, что нет зеркала. И в погоню. Видит воровка, нагоняет ее богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно за скалы. Только и брызнули осколки, осыпали леса. С тех пор сверкают в них, переливаются хрустальные озера.
Воспитатель: Давайте вместе с вами познакомимся с наиболее крупными и интересными озёрами нашего края.
№ 1. Самое высокогорное в Южном Урале озеро – Зюраткуль (Озеро-Зеркало). Оно питается большим количеством ручьев, которые берут свое начало в близлежащих болотах. В связи с этим вода в озере чайно-коричневого цвета. Не-смотря на оттенок, она очень чистая, пригодная для питья. Археологи находят здесь следы стоянок 8-5 тысячелетия до нашей эры. Историю появления водоема описывают легенды местных жителей, которые поэтизируют озеро, придают особое значение его форме, напоминающей сердце.
№ 2. Озеро Увильды-самое крупное озеро на Южном Урале. Оно имеет форму груши. Из-за своих размеров озеро плохо прогревается и это приводит к тому, что в нем нет бурной подводной жизни. Правда, сегодня там проживают заселенные лещи, чебаки, щуки, сиги, налимы. Водоем славится чистейшей водой, входит в пятерку чистейших озер России. На нем множество островов - Вязовый, Еловый, Ольховый, Буковый, всего на водоеме существует 52 острова различных размеров. Еще его называют голубой жемчужиной Урала.
№ 3. Озеро Тургояк- второе по величине озеро нашей области. Вода в нем очень прозрачная, на глубине до 15 метров можно рассмотреть каждый камень. Тургояк называют младшим братом Байкала. Вода в нем довольно холодная и поэтому в нем почти нет обитателей. На берегу озера разместилось множество объектов для размещения туристов.
№ 4."Берега песок да камень сухонькие, а кругом сосна жаровая, как свеч-ки поставленные - глядеть любо, вода как стеклышко, все камни на дне сосчитать" - так писал об озере Кисегач знаменитый уральский сказочник Павел Бажов. "Ки-сегач" в переводе с башкирского значит "разрезать лес". И действительно зеркаль-ная гладь озера рассекает заповедные леса Ильменского заповедника. Говорят, что вода в озере настолько чиста и целебна, что звери приходят сюда заживлять свои раны.
Физминутка :
Представьте, что вы находитесь на берегу озера. Дует легкий ветерок. (Движения руками вправо, влево) Плещутся волны маленькие и большие. (Ими-тация движения волн. Маленьких – поочередно левой, правой. Больших – обеими руками, сцепленных в замок).
По волнам плывут рыбки и ныряют одна за другой (Поднятие и опус-кание рук, чередуя одну за другой).
Шлепают по листьям водных растений неугомонные лягушки. (Приседа-ния).
Вот выглянуло солнышко. (Поднятие рук вверх).
Весело заиграло своими лучами. (Легкое покачивание рук).
На прощание вдохнем приятный свежий воздух озера и вернемся на свои места.
Воспитатель:В результате неправильного использования озер многие из них за последние десятилетия состарились на сотни и тысячи лет. Например, Касли и Чебаркуль безвозвратно погибают. Береговая линия Елового и Еланчика полно-стью застроена. На озерах Тургояк, Увильды, Кисигач ведется строительство в природоохранных зонах. Люди не заботятся о чистоте природы, засоряют реки и озера продуктами своей жизнедеятельности, что приводит к гибели обитателей и растительности. Задача не только чиновников, ученых, но и наша с вами - спасти этот неповторимый уголок природы, голубое ожерелье России.
(Воспитатель вносит макет водоема, представляющий из себя макет, поде-ленный на две половины- на одной, водоём со «здоровой» экосистемой- чистой водой, обитателями, богатой растительностью, на другой., загрязненный водоем, с мусором на дне, в нем нет живности и растений.)
Воспитатель: Дети, представьте себе, что это озеро. Посмотрите, внима-тельно, и найдите отличия. А когда вы их назовете, подумайте и назовите причину такого изменения озера. Как вы думаете, что с ним произошло?
Дети рассматривают водоем, говорят, чем они отличаются друг от друга, строят свои предположения, делают выводы.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Озеро изменилось, практически по-гибло из-за многих причин. Одна их них- люди неуважительно относятся к приро-де : после отдыха, оставляют мусор за собой, бросают его в воду. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из-за промыш-ленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции. Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы. В первую очередь на водоемы негативно влияет хозяйственная и промышленная деятель-ность людей, поскольку вода озер используется для различных нужд, а спускается в водоемы грязная, практически не очищается. Это приводит не только к загрязне-нию воды, но и к изменению теплового режима экосистемы. Многие живые суще-ства озер весьма чувствительны к перепадам температур и не могут нормально существовать. Еще возникает проблема мутности воды озер, что также приводит к дискомфорту обитателей озер. Как вы видите, причин очень много,загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество спо-собов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные вод.
-Я предлагаю вам сейчас нарисовать запрещающие знаки- те, которые бу-дут обозначать то, что нельзя делать вблизи озера. Вы их можете придумать сами по своему выбору, а потом мы их разместим рядом с нашим макетом.
После того, как дети закончат рисование, подводится итог занятия.
Список литературы:
1. Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роева Н. Н. Экология и безопасность жизне-деятельности: Учебное пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Наш дом Южный Урал : авторы-составители Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, И. Едакова [Программно-методический комплекс]/ Челябинск: Че-лябинское отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014-255с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
4. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. – М. : Фаир, 1999.
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного обра-зования : 2013г. URL :https://Минобрнауки. РФ. pdf.