Ирина Шевелёва
Формирование базовых знаний об истории и культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование базовых знаний об истории и культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народной куклой.
И. Н. Шевелева, воспитатель
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Чебурашка»
г. Коряжма Архангельская область
Дошкольный возраст – начальный этап становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.
Публикация «Формирование базовых знаний об истории и культуре русского народа у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка -дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Несколько лет назад, когда мои выпускники покидали стены родного детского сада, родители подарили мне на память книгу «Кукольный сундучок». Традиционная тряпичная кукла своими руками. Книжка очень интересная, я внимательно прочитала её, научилась делать кукол, которые были предложены автором. Но использовать в работе с детьми книгу не получалось. Вот после очередного выпуска детей в школу, снова пришли малыши. Чем старше дети, тем сложнее им засыпать днем. Чтение сказок, слушание колыбельных песенок не помогали. Но однажды, в руках Леры оказался носовой платок, сидя у её кровати я взяла в руки платок и как-то само собой сложилась куколка.
Я только добавила для головы кусочек ваты. Вспомнились и слова из книжки: «Сонница - бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». Кукла очень понравилась ребятам, но у них сразу возникло много вопросов: «Почему на лице нет глаз и рта?», «Почему так называется кукла?», «С ней можно играть?», «А самим можно сделать такую же?». Вот тогда я и задумалась, у меня 18 девочек в группе, пришла пора снова открыть книжку, но уже для того, чтобы научить детей делать кукол, ответить на все детские вопросы, а заодно приобщить детей и родителей к русской народной культуре.
Исходя из интересов и потребностей детей, я поставила перед собой цель:
Цель: Формирование базовых знаний об истории и культуре русского народа через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Обогащать знания детей об истории возникновения кукол.
2. Закрепить понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовленных кукол-самокруток.
3. Научить изготавливать кукол своими руками.
4. Воспитывать интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.
Формы работы с детьми:
Познавательные НОД
Беседы
Чтение худ. произведений
Продуктивная деятельность
Художественное творчество
Слушание музыкальных произведений
Рассматривание картин
Предполагаемый результат работы:
Повышение интереса к русской народной кукле.
Повышение познавательной активности детей.
Активизация словаря.
Создание альбома: «Народная тряпичная кукла»
Создание уголка: «Сделай сам»
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Игра в куклы – одно из любимых детских занятий. Что же такое кукла?
Из знаменитого «Толкового словаря русского языка» В. И. Даля следует, что кукла, куколка, куклёнок, куклёночек является подобием человека или животного, сделанным из самых различных материалов.
Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман.
Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию. Считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в куклу без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая сила.
Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой». Кукла бережно передавалась из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке. В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок.
В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал!» и всегда верили: они непременно помогут! Ведь кукла – создание талантливых рук и творение души человека.
Перед началом работы я провела диагностику знаний детей, которая показала, что дети имеют недостаточное представление о предметах быта и особенностях русской избы, не знакомы с русским народным костюмом, народными играми и игрушками. Не могут сами изготовить народную куклу. Имеют недостаточные знания фольклора. Но у ребят есть желание узнать и научиться. Исходя из полученных данных и изучив имеющуюся литературу, (отдав предпочтение книгам: «Кукольный сундучок» Елены Берстенёвой и «Приобщение к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, я составила перспективный план. Затем пополнила предметно-развивающую играми: «Что было, что стало», «Стрелка-стрелочка», «Укрась сарафан (рубаху)», «Укрась кокошник», «Куклы народных праздневств», «Хоровод круглый год», «Заплети косичку» и начала работу с детьми.
Для начала я решила донести до понимания детей особенности крестьянского труда и быта. Для этого мы отправились на экскурсию в ДДТ. Там есть небольшой, но очень уютный уголок, где создана обстановка русской избы. Хозяйка этой избы, Мария Александровна Окрепилова, очень гостеприимно приняла нас, познакомила с предметами быта, которые окружали наших предков. Очень понравились детям соломенные и тряпичные куколки. А игра с куклой привела детей в восторг.
Макет русской избы, бани и скотного двора появился и у нас в группе с помощью родителей. Теперь ребята могли играть в нём, закреплять названия предметов быта.
Детям была предложена игра: «Что было, что стало», в которой можно сравнить предметы старины с современными приборами и техникой.
Затем я решила рассказать детям о тканях, которые использовали раньше для пошива одежды. В основном это был лён. Ребята узнали, как выращивают и обрабатывают лён. Познакомились мы и с русским народным костюмом. Игра «Стрелка-стрелочка» помогала закрепить названия старинной одежды. В ходе знакомства мы рисовали, рассматривали картины, слушали русские народные сказки.
«Откуда пришли игрушки», с такой беседы я решила начать знакомство детей с народной куклой. Я рассказала детям об истории возникновения куклы, для чего они были нужны, из чего их делали. В дальнейшем мы постепенно знакомились с различными куклами и научились их изготавливать.
В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, «Посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. Дети знакомились с определённой куклой, её историей, предназначением, учились изготавливать её, опираясь на карту. Все занятия сопровождались художественным словом, прибаутками, потешками, пословицами, образными словами и выражениями, звучанием частушек и песен. Создавая куклу, дети не просто повторяли и копировали то, с чем их знакомила, но и вносили свое - выбирали способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Это оказалось очень занимательным занятием. Трудности испытывали при завязывание узелков, т. к. слаба мелкая моторика рук. Для этого, в свободное время, детям предлагались упражнения: «Завяжи узелок», «Сверни в рулон полотенце, ленту», «Заплети косу».
Календарь народных кукол: «Хоровод круглый год» и игра: «Куклы народных праздневств» помогли закрепить знания об особенностях создания народных кукол, соответствующих каждому времени года и определённой дате народного календаря. Игры: «Кто ты, куколка моя», «Узнай куклу по описанию», помогали закреплять названия народных кукол.
Очень нравилось ребятам играть в народные игры: «Ручеёк», «Жмурки с Маней и Ваней», «Ярмарка», «Как у бабушки Маланьи», «Платок», «Приехала купаленка», «Гори, гори, ясно» и др.
Особенно запомнились народные праздники в ДДТ: Кузьминки, Сёмик, Масленница
Ребята узнали почему так называются праздники, для чего и как они отмечались, какие обычаи и традиции нужно было соблюдать. И конечно же играли в народные игры.
В детском саду мы знакомились с праздником Рождества и Колядками, Пасхой.
Особое внимание я уделяла и работе с родителями. Начали мы знакомиться с русской народной культурой во время «Посиделок у самовара». Самовар, традиции чаепития, пословицы и поговорки, народные игры, песни в нашем дружном коллективе понравились всем.
Следующая наша встреча была с народной мастерицей Анной Полетыкиной, и называлась «Куклы из бабушкиного сундука» Анна показала родителям и детям народных кукол, немного рассказывая об их истории и особенностях,
а затем мы сделали куклу Рождественский ангел. Были ещё хороводы, игры и сладкий сюрприз, самодельный петушок на палочке.
Провели мы также квест - игру: «Путешествие в прошлое». В ходе которой, дети вместе с родителями разбившись на 2 команды добывали подсказки, чтобы найти сюрприз. Во время игры нужно было отгадывать предметы старины, блеснуть знаниями русских народных сказок, поиграть в народные игры, назвать правильно народных кукол, угадать куклу по описанию, превратиться артистов.
А в завершении все изготовили куклу Десятиручку. Родители всегда были активными помощниками на народных праздниках: Кузьминки, Масленница, Сёмик, Рождество. Родителям были предложены консультации: «Народная кукла в игре современных детей», «Народная кукла как средство приобщения к русской народной культуре». «Мудрые игрушки наших предков»
Известно, что окружающая предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, что бы знания и навыки, приобретённые в процессе совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.
С этой целью в группе был создан уголок «Сделай сам». В нём представлены различные материалы для создания кукол: береста, солома, разноцветные лоскутки, ниточки, тесьма, ленточки, бусинки, а также технологические карты изготовления кукол. Здесь дети могли не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
Играя с разными куклами, дети могли почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки. Учились пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывать о них рассказы. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно работать пальчиками, тем самым у них развивалась мелкая моторика рук.
Результаты диагностики показали:
Дети могут рассказать об истории русской народной куклы, знают названия, умеют изготавливать тряпичную куклу опираясь на технологическую карту.
Дети принимают активное, осмысленное участие в русских народных праздниках, с удовольствием исполняют русские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах.
Знают и называют предметы русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.
Дети знают произведения УНТ, используют в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки и т. д.
Дети ориентируются в мире русских народных сказок, самостоятельно распределяют роли, готовят атрибуты для обыгрывания.
Играют в русские народные подвижные и хороводные игры, знают и выполняют правила.
Список литературы:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Издательство «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2004г.
2. Е. В. Берстнева, Н. В. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками Белый город Москва 2010г.
3. Е. Ю. Морозова «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» школьная пресса Москва 2011г.
4. Журнал Цветной мир «Народная игрушка» Институт художественного образования Российской академии образования 2009г.
5. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008