Ирина Селезнёва
Формирование ассертивного поведения дошкольника как средства его социальной адаптации.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ассертивного поведения дошкольника
как средства его социальной адаптации.
Проходя сложный путь социализации, ребёнок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии.
Публикация «Формирование ассертивного поведения дошкольника как средства его социальной адаптации,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой – пассивность и запуганность, которые оказывают влияние на их эмоциональное состояние и препятствуют нормальным адаптационным процессам в социуме.
Свободное выражение желаний малыша с самого раннего возраста подвергается различным ограничениям со стороны взрослых. Ребёнок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
При этом основной функцией остаётся – сохранение позитивного образа «Я», снижение тревоги, преодоление застенчивости, приобретение чувства уверенности и повышение самооценки.
Выделяют четыре составляющие позитивного образа «Я» :
• Я – защищённый, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый;
• Я – самостоятельный, независимый, свободный, в чём-то превосходящий других;
• Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию;
• Я – красивый, любимый, принимаемый, неотразимый.
В сложившихся социальных условиях технологии формирования ассертивного поведения дошкольников претендуют на право считаться оптимальными путями осуществления социальной адаптации.
«Ассертивность» означает «уверенность в себе», «настойчивость», «самоутверждение». Умение быть ассертивным представляется значимым для самоуважения и уважения других, для осознания такой же важности собственных мыслей, чувств и мнений, как и другого человека. Быть ассертивным означает также быть способным выражать себя прямо и ясно.
Ассертивность представляет собой социально желаемую альтернативу, которая стоит между двумя крайностями: агрессивностью, когда подавляются права других, и покорностью и пассивностью, когда свои права подавляет сам индивид. Для предупреждения ярости и ожесточённости при обучении детей ассертивности необходимо :
• предложить потенциальным агрессорам неагрессивный и социально ответственный путь к достижению своих целей;
• обеспечить потенциальным жертвам возможность избежать преследования;
• учить предотвращать такие ситуации, когда агрессивные действия могут быть положительно оценены наблюдателями.
Умение использовать и оценивать ассертивные поступки поможет предотвратить агрессию и жертвенность и в настоящем, и в будущем, когда у детей увеличится объём зрелых социальных поступков.
Дети чаще, чем взрослые оказываются в таких ситуациях, которые вызывают необходимость ассертивности (сверстники вторгаются в игру, забирают игрушки или дразнят). Навыки ассертивности особенно необходимы тогда, когда дети хотят войти в контакт, присоединиться к игре, получить помощь.
Агрессора, как правило, ругают за то, что он причинил кому-то боль, но не учат, что делать вместо этого (к примеру, как упросить другого ребёнка уступить свою очередь, вместо того, чтобы отталкивать его). Жертва в большинстве случаев остаётся удовлетворённой, оказавшись беспомощной и зависимой, и это вместо того, чтобы научиться противостоять агрессору. Когда жертва кричит или ябедничает, взрослый выражает ей своё сочувствие и решает её проблемы.
Обучение социальным навыкам формирует у дошкольников умение без агрессии постоять за себя: дети должны знать, что они имеют право сказать «нет», если что-то не соответствует их внутреннему состоянию в той или иной каждодневной ситуации.
Осваивая способы ассертивного поведения, дети начинают понимать и принимать собственные социальные цели. Например, ребёнок предпочитает занимать активную позицию в формировании игровой деятельности, особенно если он в состоянии понятно рассказать ровесникам об идее игры и о своих желаниях.
Присутствие взрослых, которые устанавливают порядок, не играет определяющей роли. Желаемые ответные реакции ровесников и успех в достижении собственных целей становятся наиболее значимыми побуждениями для использования ассертивных навыков.
Ребёнок с ассертивными навыками учится доверять своим собственным чувствам и суждениям, понимать собственное Я и избегать чрезмерной надежды на одобрение взрослых или ровесников. Обучение ассертивности – эффективный способ воспитания у детей стремления сопротивляться давлению сверстников, не выполнять те требования, которые они считают неправильными или опасными. Ассертивные навыки способны помочь сопротивляться при имитировании ровесниками проблематичных или агрессивных поступков, сопротивляться давлению ровесников, думать и делать так, как они сами хотят.
При обучении дошкольников навыкам ассертивности как значимому фактору социальной адаптации и развитию образа «Я», мною используются различные традиционные и нетрадиционные методики:
• игротерапия (позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и взрослыми, налаживать контакт с группой);
• песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии (снимает психоэмоциональное напряжение, развивает эмоциональную сферу, воспитывает умение бесконфликтного взаимодействия);
• арттерапия (снимает проявления нестабильности настроения, тревоги, развивают талант и творческий подход к делу);
• сказкотерапия – один из видов арттерапии (способствует преодолению барьеров общения, развитию коммуникативных навыков, вниманию, мышлению, воображению);
• цветотерапия, в частности, «сухой дождь» (стимулирует тактильные ощущения, помогает восприятию своего тела в пространстве).
• психогимнастика (позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека);
• проектная деятельность.
Всё это позволило добиться определённых успехов. Например, снизился уровень тревожности. Позитивная динамика поведенческих стереотипов детей стала проявляться в стремлении к сотрудничеству как проявлению одного из навыков ассертивного поведения.
Обучение ассертивности – эффективный способ воспитания у детей стремления сопротивляться давлению окружающих, не выполнять те требования, которые они считают неправильными или опасными.
Правила ассертивного поведения дошкольников.
1. Учите детей говорить друг с другом, а не через педагога, зависимость от которого в решении проблем мешает формировать самоуважение.
2. Учите детей просить вежливо: ровесники настроены более охотно, если их просят любезно и предоставляют реальный выбор. Учите вежливо говорить «нет», дети должны уметь отклонить просьбу или предложение приемлемым путём и уважать право других сделать это.
3. Используйте демонстрирование и ролевое проигрывание, чтобы научить детей ассертивным навыкам (используйте кукол и игрушки).
4. Используйте любую возможность научить навыкам ассертивности, в естественно складывающихся ситуациях мотивация детей очень высока.
5. Научите детей принимать непререкаемый авторитет взрослого и отстаивать свои права в общении со взрослым, зная, что они имеют право на справедливое обращение со стороны взрослых.
6. Учите использовать навыки ассертивности, чтобы не стать агрессивными или жертвами лидерства либо дискриминационных актов.
7. Необходимо избегать любой конфронтации, представляющей физическую опасность. Безопасность – главное условие!
8. Учите детей игнорировать провокационное поведение ровесников. Это помогает контролировать собственные эмоциональные реакции.
9. Учите использовать ассертивные навыки для достижения своих целей. Это поможет избежать агрессии или социальной изоляции.
10. Обучайте ассертивности девочек и мальчиков одинаково.