Оксана Беленко
Формирование адекватной самооценки детей 5–6 лет посредством продуктивной деятельности
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация.. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех. В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».В психологической литературе в качестве важнейших факторов возникновения и развития самооценки рассматриваются общение с окружающими и собственная деятельность. В общении усваиваются критерии оценок, их формы, виды, способы оценивания, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполненная личностными смыслами. Анализ научно-методической литературы показал,что самооценка зарождается у нас с детства,роль самооценки в формировании личности несоизмерима велика. Дети с заниженной самооценкой не умеет проигрывать, если проиграли, то начинается истерика; стараются всех задобрить, раздавая деньги, вкусности, игрушки свои; пытаются привлечь к себе внимание выходками. Дети с завышенной самооценкой быстро меняют виды деятельности; не доводят начатое до конца; не хотят анализировать свои действия и поступки; склонны к демонстративности,нарушают правила и дисциплину, имеют задатки лидера,но поскольку не стремятся к сотрудничеству,то в коллективе не занимают лидирующих позиций. От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Благодаря адекватной самооценке дети способны хорошо учиться, заниматься любимым хобби и выстраивать здоровые отношения со сверстниками. Соотнеся проработанную литературу и свой педагогический опыт,я отметила большое количество детей с неадекватной самооценкой (либо завышенной,либо заниженной) .
Публикация «Формирование адекватной самооценки детей 5–6 лет посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах
Обучение детей навыкам изготовления изделий из соленого теста развивает не только мелкую моторику,но и формирует умения оценивать возможности и результаты своей деятельности и деятельности других детей. А также способствует воспитанию творческой личности. Создавая ситуацию искусственного успеха в процессе продуктивной деятельности,а также используя психогимнастические методы, ребёнок ощущает свою значимость, тем самым формируется адекватная самооценка дошкольника.