Татьяна Козырева
Консультация для родителей «Фонематический слух»
▼ Скачать + Заказать документы
«Какой бывает слух?»
Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю, так как снижение физиологического слуха негативно сказывается на восприятие и понимании речи окружающих. Но логопеда интересует не только состояние физиологического слуха, в равной степени важна сформированность, так называемого, фонематического слуха. Услышав данный термин, родители теряются. Все еще со школьной скамьи знают, что слух бывает физиологический и музыкальный. Давайте разберемся в чем же отличие физиологического слуха от фонематического, и почему важно своевременно обратить внимание на недоразвитие фонематического слуха.
Темочки:
Для начала определимся с терминами! Физиологический слух – это сформированность анатомического органа слуха, позволяющего нам слышать. Фонематический слух включает в себя восприятие и различение неречевых звуков (так называемых, шумов, например, ребенок с закрытыми глазами может различить шум проезжающей машины и шум пролетающего самолета, звук издаваемый колокольчиком и звук издаваемый дудочкой и т. д.) и речевых звуков или фонем (различение звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости).
Фонематический слух включает в себя несколько фонематических процессов : фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие и фонематические представления. Познакомимся с каждым понятием отдельно.
Фонематический анализ представляет собой определение места звука в слове, определение порядка следования звуков в слове. Дети подготовительной и старшей групп должны с легкостью определять наличие заданного звука в слове, место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Фонематический синтез – это умение сливать звуки в слова на слух.
Фонематическое восприятие – это умение различать звуки по твердости-мягкости, глухости звонкости.
Фонематические представления – умение подобрать слово на определенный звук.
Родители сами могут проверить сформированность фонематических процессов у своего ребенка, предложив ему следующие задания:
Фонематический анализ : Просим ребенка определить какой первый звук в слове Ослик, Зонт? Какой последний звук в слове стоЛ, краН?
Фонематическое восприятие : Просим повторить ребенка вслед за взрослым слоги (слова) :
Па-ба-ба Ды-ди-ды
Да-та-да Пи-пы-пы
Ва-фа-фа Ку-кю-кю
Ка-га-ка Вё-во-вё
Кот-год-кот
Том-дом-ком
Фонематические представления : Просим ребенка придумать слова на звуки М, Д, У и т. д.
Фонематический синтез : Взрослый отдельно произносит звуки а ребенок составляет слово на слух : Д, о, м; К, о, т; Ш, у, б, а.
Несформированность фонематических процессов может привести к нарушению звукопроизношения уже в дошкольном возрасте и многочисленным ошибкам на письме в школе (даже при хорошем знании правил правописания).
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст от двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюкания) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих). По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.
Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение.
Упражнения и игры на развитие фонематических процессов мы можете взять у учителей-логопедов и воспитателей групп.