Васильева Ирина
Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного праздника в подготовительной группе
Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
-Создать радостное настроение;
- расширить знания учащихся об истории выращивания льна на Руси и его применении;
- знакомство детей с играми, танцами, песнями и хороводами, связанными с посевом и обработкой льна.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2020
Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит Хозяюшка горницы.
Двое воспитателей встречают у дверей детей и родителей:
Добрый день, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые!
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем! Душевно встречаем!
под веселую музыку дети и родители вместе входят в зал через воротики под рушником, и выстраиваются в 2 шеренги. Все вместе исполняют танец-игру «А мы сеяли, сеяли лен» мр3.
В зал входит Марья-искусница.
Марья – Искусница:
Добрый день, гости желанные!
Милости просим ко мне в горницу на осенины!
Давно я вас поджидаю,
Праздник без вас не начинаю!
Все рассаживаются на места: дети впереди, мамы сзади.
После паузы:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья!
Вед: Давайте, ребята, расскажите всем, как это было раньше…
Дети:
1. На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2. При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни
И водили хоровод!
Марья:С этого дня в старину начинались зимние работы. Девицы собирались вместе. Кто кружево вязал, кто-то прял, шил.
Воспитатель: Хозяюшка! Как у тебя нарядно, уютно в избе. А полотенце такое красивое, все узорное, как будто из сказки.
Марья: Это полотенце льняное и на самом деле не простое. Посадили люди сначала маленькое зернышко. Из него выросла травка с простыми синими цветочками, которую люди назвали лен. А что дальше произошло с этой травкой, давайте вместе вспомним.
«Я посею, посею ленку» р. н. песня
(Девочки рассаживаются по залу на колени. Марья-искусница идет по залу «Разбрасывает размашистыми движениями семена» и поет песню, уходит в сторонку).
Я посею, посею ленку,
При дорожке в уголку,
Ты, расти, расти, ленок,
расти долог и высок.
Из под корня коренист,
под головку семенист.
Девочки под пение песни «Расти мой ленок» поднимаются постепенно и встают на ноги, руки подняты вверх.
Расти мой ленок, тонок, долог и высок.
В жилу китову, в кость комарову.
Не бойся ни лиху, ни ветру, ни вихорю,
Ни дождичка частого, ни солнышка красного.
Хозяйка проходит около девочек – «связывает» в снопы – «тюпки», а затем уводит их на стульчики.
Воспитатель: А что же ты, Марьюшка, в сундуке держишь?
Марьюшка: Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.
Собираю я загадки
В кузовок берестяной,
Что лежит, в нем вы узнаете,
Коль загадки отгадаете.
Паренек синеглаз, нам рубашки припас (Лен)
Пришел паук на деревянных ногах,
всю избу загородил. (Ткацкий станок)
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну. (ткацкий станок)
"Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! "
(Прялка)
"Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. "
(Веретено)
- А кто из вас знает, как на нем работали? Давайте попросим ваших мам попробовать нитку спрясть!
(выходят несколько мам и прядут);
А мы дальше будем играть, клубок завивать.
Дети под музыку «Завивают клубок» и из него выходят, садятся на стульчики.
Быстрая, блестящая,
мастерица настоящая,
за труд не требует наград,
весь мир ее обновкам рад. (иголка)
Хвостик льняной, а носочек стальной. (Иголка с ниткой)
Давайте поиграем в игру «КУДА НИТОЧКА, ТУДА И ИГОЛОЧКА».
Из картона сделаны иглы, куда нужно вдеть веревочку и завязать узелок. Победитель тот, кто первый справится с этим заданием. (Играют и мальчики и девочки).
Я пушистый, мягкий, белый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Закачусь и под комод. (Клубок ниток)
Игра «кто быстрее намотает нитки в клубок»
Два конца,
Два кольца,
А посередине - гвоздик. (ножницы)
Две веселые сестрицы
на все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
носки и рукавичечки (спицы)
Игра «Чей лапоть быстрее?»
Игра на ловкость, быстроту реакции.
К каждому лаптю привязывают веревку и по команде ребенок должен намотать на палочку веревку, чтобы лапоть подтянуть к себе. Кто быстрее справится.
Марьюшка: По работе узнавали мастерицу, А я хочу узнать, как вы знаете пословицы о работе. Я начну пословицу, а вы продолжайте.
-длинная нитка - ленивая швея;
-за всякое дело - берись умело;
-штопай дыру, пока не велика;
-каков мастер, такого и дело;
-семь раз отмерь, один раз отрежь;
-поспешишь - людей насмешишь;
-делу время - потехе час.
Воспитатель: Марьюшка, а много ли ты сказок знаешь? Может расскажешь нам?
Марьюшка: какую сказку вам рассказать? Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу – мочало. … Не начать ли сказочку сначала?
Еще сказочку хотите? Жил-был старик, у старика – колодец, а в колодце-то елец – тут и сказочке конец.
Ладно, так и быть, расскажу я вам одну такую сказку, про "Клубок".
«Театр клубков» - «Клубок»
Персонажи Дед и Бабка – игрушка театра би-ба-бо, все остальные персонажи – театр клубков.
«…Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И все бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед: Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба: Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед: А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Марьюшка: Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поет:
Клубок: Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На ческе чесан,
На прялке пряден,
Потом ссучен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Ведущий: А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.
Заяц: Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!
Клубок: Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!
(Поет.)
А от тебя, косой, подавно уйду.
Ведущий: Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал.
Волк: Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.
Клубок: Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, серый, подавно уйду.
Марьюшка: И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть.
Катится клубок, а навстречу ему медведь.
Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять.
Медведь: Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!
Клубок: Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, косолапый, подавно уйду!
Марьюшка: Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса: Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок: Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, рыжая, подавно уйду.
Лиса: Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос такой славный.
Марьюшка: Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.
Марьюшка: Посмотрели сказку "Клубок". А теперь посмотрим: легко ли его размотать? Каждому ребенку дается клубок ниток с сюрпризом.
-У меня есть разноцветные клубочки, кто хочет клубочек размотать?
Проводится игра «РАЗМОТАЙ КЛУБОК».
Каждый ребенок выбирает цветной клубок ниток, при разматывании которого находит сюрприз – оберег.
Игра развивает координацию и мелкие группы мышц
Марьюшка: а вот вам и мой подарок – оберег! С давних пор люди верили, что самольняная нить является оберегом от злых сил, и помогает в трудную минуту.
Символы для оберега: Солнце — это символ тепла и жизни. Птица — символизировала приход весны. Женская фигура и цветущее дерево — олицетворяют плодородие земли. Женщина — символ плодородия. Мужчина —— символ защиты, мужества.
Марья: Пусть Ваши обереги хранят вас от болезни, злого глаза, от бед и несчастий (дети одевают обереги на себя).
Воспитатель: Спасибо, Марьюшка, за привет, за ласку, за интересную беседу. Вот уже и вечереет. А нам пора возвращаться домой.