Юлия Гуданова
Фольклорно-спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Праздник русской рубахи»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорно-спортивный праздник
для детей старшего дошкольного возраста
«Праздник русской рубахи»
Цель. Повышение двигательной активности и развитие нравственных и психофизических качеств детей 6-7 лет по средствам подвижных русских народных игр.
Образовательные задачи: развивать ловкость, быстроту, координационные способности, силу, внимание, память.
Воспитательные задачи: воспитывать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнеров в игровых ситуациях, умение действовать слажено одной командой
Публикация «Фольклорно-спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста „Праздник русской рубахи“» размещена в разделах
- Косоворотка, русская рубаха
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Участники: дети подготовительной группы, ведущий (воспитатель, Емеля (воспитатель, скоморох (инструктор, взрослые одеты в русские народные костюмы.
Оборудование: две русские рубахи, два набора пластиковых шариков, два набора подков больших и малых, гимнастические палки, красные и синие пояса (по количеству игроков команд, четыре контейнера, веревка длиной 5-6 метров, холст длиной 3-4 метра и шириной 1,5-2 метра, два русских сарафана, две косынки, бусы, ленты атласные, сундук.
Предварительная работа в группах: Беседа «История русской рубахи», чтение произведения К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций с предметами расписанных славянскими узорами, образцы узоров, художественно-продуктивная деятельность по изготовлению поделок по мотивам русского прикладного искусства, посещение музея «Русская изба»
Ход праздника.
В спортивный зал, украшенный русскими народными рубахами, платками, лентами входят одетые в русские народные рубахи
Звучит русская народная песня «Ой, полным-полна коробочка!»
Ведущий: «Торопись, честной народ, нынче ярмарка идет!»
«Подходи, раскупай товар!»
«Доски гладильные, яблочки молодильные, корзиночки плетеные, петушки сластеные!»
«Покупай товар и девица и молодец, к вам на ярмарку приехал из самой Москвы купец!»
Скоморох (инструктор) :Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы! Добро пожаловать на праздник «Русской рубахи»!
Вот висит под вашим взором
Вся покрытая узором
Не кафтан и не папаха.
А простая русская рубаха!
Скоморох: Сегодня мы все вместе будем играть и соревноваться, но для этого нужно размяться!
Дети строятся в колонну по одному, в зал вбегает Емеля.
Емеля: Здравствуй, весь честной народ, что праздник уже начался?
Скоморох: Да начался, а где ты так долго был?
Емеля: Печка у меня в сугробе застряла, пока я ее толкал-вытаскивал, вот и запоздал. А что это вы делаете?
Скоморох: Собираемся делать развлекательную разминку, будешь с нами!
Емеля: А я не умею.
Скоморох: А мы с ребятами тебя научим.
Разминка «Палочка выручалочка»
Во время разминки Емеля делает упражнения неправильно, а дети показывают ему как надо делать.
Комплекс с гимнастическими палками «Палочка-выручалочка»
Построение в колонну по одному.
Ходьба (2 мин) :
- в колонне по одному (палка лежит на правом плече);
- на носках (палка в руках над головой);
- на пятках (палка за плечами).
Легкий бег (палка в руках перед собой 30-40 с).
Упражнения на восстановление дыхания.
Перестроение в колонну по три в движении через середину.
И. п. – стойка ноги врозь, палку вниз, хват за концы. 1- палку на грудь; 2- палку вверх, встав на носки; 3- опуститься на всю стопу, палку на грудь; 4- вернуться в и. п. Выполнять 6-8 раз.
И. п. - стойка ноги врозь, палку вниз, хват за концы. 1- палку вверх; 2- палку на лопатки; 3- палку вверх;4- вернуться в и. п. Выполнять 6-8 раз.
И. п. – широкая стойка, палку за спину вниз, хват за концы. 1- наклон вперед, палку вверх; 2- вернуться в и. п. Выполнять 6-8 раз.
И. п. – стоя на коленях, палка вверх. Хват за концы; 1- наклон вправо; 2- вернуться в и. п. ; 3- наклон влево; 4- вернуться в и. п. Выполнять 6-8 раз.
И. п. – сидя на полу палка на бедрах. 1-2- палку вверх; 3-4- наклон вперед, коснуться палкой носков ног. 5-6- вернуться в и. п. Выполнять 6-8 раз.
И. п. – лежа на спине, палка вверх. 1- поднять вверх правую ногу, согнутую в колене, палку вниз на голень правой ноги; 2- вернуться в и. п. 3- то же с левой ноги. Выполнять 8 раз.
И. п. – лежа на животе, палка за спиной, хват сверху. 1-2- поднять плечи вверх, палку назад вверх; 3-4- и. п. Выполнять 6-8 раз.
И. п. – стойка, палка на полу, руки на пояс. 1-5- 8 прыжков на правой ноге, вокруг палки; 9-16- 8 шагов на месте; то же на левой ноге. Выполнять 2 раза.
Упражнения на дыхание.
Емеля: Ох, устал я сильно, уморился я с непривычки, ох пойду на лавочке полежу, да на вас погляжу.
Скоморох: Отдохни, и вы ребята садитесь рядом с Емелей на скамейки и послушайте, что я вам расскажу. В старые времена на Руси, ходить не подпоясанным считалось позором. Поэтому поясками рубахи и подпоясывались. И вы сейчас тоже своим рубахам пояса подберете. Мы с вами проведем игру, подбери поясок.
Игра «Подбери поясок»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, ловкость, внимание,
Атрибуты: пояса двух цветов (красные и синие).
Ход игры: По всему залу разложены пояса. Дети выбирают себе любой, подбегают к поясу, берут в руки и подпоясываются. Строятся в две команды «Синие» и «Красные». Команда первой, справившаяся с заданием получает большую подкову, вторая команда – малую подкову.
Ведущий: В старину наши с вами предки приветствовали друг друга поклоном. Дети, построенные в
команды кланяются друг другу.
Скоморох: Без веретена – не пряха, без иглы – не портной!
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи!
Чтоб рубаху нам соткать надо пряжу намотать!
Ведущий: Чтобы сшить рубашку, нужно сначала соткать ткань из пряжи. Это делали пряхи. Они наматывали нить на веретено. Сейчас мы свами сыграем в игру «Веретено»
Игра «Веретено»
Задачи: развивать ловкость, внимание, умение действовать сообща.
Атрибуты: веревка длиной 5-6 метров.
Ход игры: Ведущий (веретено) встает на конец веревки (пряжа, команды встраиваются по обе стороны от него двумя колоннами. Емеля берет в руки второй конец веревки и наматывает ее на ведущего, то приподнимая, то опуская веревку. Игроки команд в это время перешагивают, перепрыгивают, подлезают под веревку. Кто не успел, кого веревка задела – выходит их игры. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков, она и получает большую подкову, а команда, в которой осталось наименьшее количество игроков – малую подкову.
Емеля: Ребята, кто знает, как называли на Руси человека, одетого несуразно? (Пугало). Сейчас мы сыграем веселую игру, которая так и называется «Пугало», хотите научу вас в нее играть.
Игра «Пугало»
Задачи: развивать ловкость, быстроту, смекалку, внимание.
Атрибуты: две рубахи, две гимнастические палки, две корзины (контейнера) с малыми мячами или набором пластиковых шариков.
Ход игры: По разным углам зала на полу лежат обручи, в них стоят «Пугала» водящие из двух команд, в рукава их рубах вставлены палки, а на головах шапки. Перед водящими стоят корзины с малыми мячами (картошка).
Команды стоят по разным сторонам зала, возле них пустые корзины, по корзине на команду.
В поле пугало стоит и на нас оно глядит
Мы на огород пойдем и картошки наберем!
После произнесения этих слов игроки обеих команд одновременно бегут на другую сторону зала «чужой огород» и пытаются вытащить мячи из корзины и перенести их в пустую корзину. «Пугало» старается помешать им, пытаясь дотронуться до игроков рукой. Те, до кого «Пугало» дотронулось, выбывает из игры. Побеждает команда, которая, быстрее перенесла все мячи из корзины пугала в свою корзину. Она и получает большую подкову, вторая команда малую подкову.
Ведущий. В стародавние времена девочки наряжались на праздник в свои лучшие, красивые наряды и украшения. А какие они были красавицы, мы сейчас увидим. Давайте поиграем в игру «Русская красавица»
Емеля: А я как знал, сундук с нарядами для вас припас!
Игра «Русская красавица»
Задачи: развивать координационные способности, мелкую моторику, умение действовать сообща.
Атрибуты: две русские рубашки, два сарафана, две косынки, бусы, ленты.
Ход игры: На середине зала стоят две девочки. Игроки команд по очереди подбегают к ним и наряжают их в рубашку, сарафан, бусы, ленты, платочек.
Побеждает команда, которая быстро и аккуратно нарядит свою красавицу. Получает большую, а вторая команда малую подкову.
Емеля: Не перевелись еще красавицы на земле русской, а хороводы вы водить умеете? Тогда заводи хоровод, честной народ!
Игра «Русский хоровод»
Задачи: развиваем чувство ритма, координацию движений.
Атрибуты: два платка.
Ход игры: Под веселую музыку дети водят хоровод, два водящих ходят в кругу навстречу друг другу. Приглашают кого - то из хоровода на танец, вручая ему платочек. Пляшут в кругу, затем те, кому вручили платок остаются в кругу, другие возвращаются в хоровод.
Емеля: Ай да молодцы, ай да красные девицы! Весело у вас, хорошо танцуете. И рубахи у вас красивые, новые, а моя то, поизносилась, остались одни рукава.
Скоморох: Емеля не грусти, мы тебе новую рубаху подарим, да в игру сейчас поиграем!
Игра «Пролезь в рукава»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, быстроту, ловкость. умение действовать в команде.
Атрибуты: большие мешки, пришитые к обручам, два ориентира.
Ход игры: Участники команд поочередно пролезают в «рукава», добегают до ориентира и возвращаясь к своей команде передают эстафету следующему игроку команды.
Скоморох: Пусть не будет в доме скучно мы умельцы на все руки!
Емеля: Эй, народ, скорей ставай к нам на русский разгуляй!
Игра «Тяни холсты»
Задачи: развивать силу, умение действовать сообща.
Атрибуты: холст - длиной 3-5 метров, шириной 1.5- метра с красной линией по середине.
Ход игры: Равное количество игроков из двух команд берется за концы холста, разложенного на середине зала. Произносят следующие слова, слегка потягивая холст.
Тяни холсты, потягивай! В коробочку накладывай!
Тяни холсты на рубашечку! Тяни холсты на столешницу!
Да поперек покладывай! Это маме холст, это тяте холст,
А Вовочке холст с мышиный хвост!
Тяни холсты на покроичку, тяни холсты на рубашечку!
По окончании слов команды начинают тянуть изо всех сил, стараясь перетянуть противника на свою половину зала.
Емеля: Мы играли и плясали, веселились целый час!
Скоморох: А теперь жюри попросим, не судите строго нас!
Жюри подводит итоги игр-соревнований.
Скоморох: Дети, как нам было весело! Молодцы, вы сегодня доказали, что не перевелись еще крепкие телом и духом люди на Руси! Скажите, вы добры молодцы и красна девицы, вам понравились наши игры? Какая игра вам больше, а какая меньше понравилась? Не забывайте ребята наши с вами русские народные игры и традиции!
Емеля: А я хочу наградить команду победителей нашим русским угощением баранками, и приглашаем всех на чай!
Скоморох: Давайте все вместе сядем ладком да рядком и попьем чаю с угощением!