Гузель Самирханова
Проект «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №44 «Росинка» г. Альметьевска»
Проект : «Использование фольклора в работе
с детьми дошкольного возраста»
Автор проекта : Самирханова Гузель Фаридовна, воспитатель
Альметьевск 2024 года
Публикация «Проект „Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества.
Проект : «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Содержание проекта :
Актуальность
Ожидаемый результат
Подготовительный этап
Основной
Сотрудничество с родителями
Итоговое мероприятие
Список литературы
Вид проекта : творческий, познавательный.
Продолжительность проекта : 1 месяц (декабрь)
Участники проекта : Дети второй младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников
Актуальность:
Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей. Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: праздниками, народными художественными промыслами, русским фольклором.
Задачи:
Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.
Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям. Таким как: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность.
Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви.
Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.
Ознакомление с народной декоративной росписью.
Развитие и совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия детей.
Развитие творческой самостоятельности.
Воспитание интереса к народному творчеству.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.
Дети научатся видеть красоту русского языка через устное народное творчество.
Научатся играть в народные подвижные игры: «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».
1 этап: подготовительный.
Подбор литературы, для чтения, заучивания.
Подбор иллюстраций по потешкам, сказкам, для рассматривания.
Работа с методической литературой.
Подбор костюмов, масок для инсценировки.
2 этап. Основной.
Форма работы
Задачи
Беседа «Фольклор детям»
Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок. Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты. Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
НОД «Наш фольклор»
Продолжать знакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.
Беседа: «Знакомство с самоваром»
Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
НОД «Народная игрушка Матрешка»
Продолжать знакомить с народной игрушкой матрешкой, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, развивать интерес к народной игрушке.
НОД «Матрешки любят разные одежки»
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
НОД рисование «Украсим рукавичку-домик»
Учить рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Учить проводить ватной палочкой прямые линии и точки, создавая орнамент.
Занятие «Народные художественные промыслы»
Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.
Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Раз матрешка, два матрешка», «Подбери узор к платью барыни»
Закрепить знания детей о народных игрушках, формировать умение детей красиво выкладывать узор, передавая особенности дымковской росписи.
Рассматривание иллюстраций,старинных изделий
Формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта (цвете, форме, величине, материале, назначении)
Чтение сказок «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мужик и медведь»
Познакомить детей со сказкой, прививать любовь к слушанию сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки.
Подвижные игры: «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Золотые ворота»
Развивать умение действовать по сигналу, развивать у детей умение бегать по всей площадке, не наталкиваясь, четко проговаривать слова текста.
Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора : песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д. Заучивание наизусть понравившихся
Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении
Сотрудничество с родителями
Консультации:
«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
«Роль фольклора в развитии детей»
«Картотека русских народных подвижных игр»
Приготовление костюмов к развлечению.
3 этап: Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Веселая матрешка»
Список литературы.
Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
Даль В. И. Пословицы русского народа. - М. : Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В. П. - М. : Дет. лит., 1986.
Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми Фольклор в жизни детей - Дошкольное Воспитание, №4,1997.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Программа. Уч. - метод, пособие СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
Новицкая М. Программа «Наследие»-Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
Старинные русские пословицы и поговорки Вступ. статья, сост., примеч. В. П. Аникина;- 2-е доп. изд. - М. : Дет. лит. ,1984.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее-СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2007.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : Карапуз-Дидактика, 2007.
Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М. : Гном-Пресс, 2007.