Айталина
Фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема: «Фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию»
Решетникова Айталина Семеновна
Воспитатель МБДОУ ЦРР - №3»Катюша»
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа выступая важным средством кристаллизации духовной культуры, он выражает вкусы, склонности, интересы народа. В современных условиях изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры (праздники, игры, обычаи, обряды, традиции, быт, жанры фольклора) способствуют формированию активной и полноценной личности, воспитанию у дошкольников любви к родному краю, народной культуре.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Этнокультурное воспитание – это воспитание, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. В настоящее время одной из актуальных проблем становится возрождение культурно – исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является этническая педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
Великий педагог К. Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
Цель: Теоретически обосновать и практически использовать формы, методы и приемы использования фольклора в процессе приобщения детей дошкольного возраста в этнокультурном воспитании.
Задачи: Процесс по приобщению детей дошкольного возраста к якутскому фольклору на основе актуализации его национально – регионального компонента будет эффективным, если:
- правильно организовать этнокультурную среду воспитания;
- вызвать у детей интерес к своей культуре;
- планирование деятельности детей;
- организовать работу с родителями по работе фольклорного кружка.
За последний период в ряде нормативно – правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления, в частности:
- в законе Российской Федерации «Об образовании»
- принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей. Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Изучая литературу по данной проблеме основывалась на исследования Г. Н. Волкова, В. Ф. Афанасьева, К. С. Чиряева. Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно-ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации. Необходимость создания такого обучения обосновывается прежде всего педагогическими факторами:
1) Традиция-это способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации; «праздник ысыах».
2) Педагогический опыт народа сохранялся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх.
3) Жанры фольклора : народная песня, тойук.
4) Памятникам устного народного творчества: олонхо, мифы, легенды, сказания.
5) Народные сказки. В них отражены нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль, радости, мечты, героические устремления народа.
6) Пословицы и поговорки представляют собой систему норм и правил, регламентирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей.
7) Загадки имеют большое познавательное и воспитательное значение, они развивают воображение, наблюдательность, находчивость, смекалку, память, образное мышление, быстроту умственных реакций.
Изучая психолого-педагогическую литературу выяснила, что все жанры фольклора имеют большое значение для этнокультурного воспитания.
Я работаю воспитателем и веду фольклорный кружок «Фольклор алыптаах эйгэтэ» («Чарующая среда фольклора»). Рабочая программа рассчитан на три года обучения: средняя, старшая и подготовительная к школе группы. Исходя из вышеизложенного, для приобщения детей к истокам якутской культуры были выбраны следующие приоритеты :
-Предметно-развивающая среда, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, народные песни, пословицы, скороговорки, танец – о уохай, настольные и подвижные игры, тойук, олонхо, загадки).
- Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
- Привлечь родителей к работе кружка.
Программа составлена по якутскому календарю. Все жанры фольклора распределены по месяцам: в неделю одно занятие, в месяц 4 занятия. В средней группе занятия проходят как ознакомление с жанрами фольклора (загадки, сказки, скороговорки, народная песня, танец о уохай, с якутским музыкальным инструментом хомус, обычаи, с бытом, якутскими настольными играми («сыахай» для девочек, хабылык, к рчэх ытыйыы).
В старшей группе занятия проходят в ознакомительной форме и обучение к певческим навыкам (тойук, олонхо, о уохай). Также ознакомление с жанрами фольклора как олонхо, тойук, скороговорка «чабыр5ах», загадки, сказки, обычаи, быт, «та ха», «сэргэ», «ы ыах», «алааспар сылгылар», «бугэлэрим олохторо – дьа ахтара»,настольные игры (тырыынка, хаамыска, подвижные игры.
В подготовительной группе занятия проводятся как обучение к певческим навыкам и культура исполнения.
В работе использую такие методы и формы : беседы, оживляющий интересы активизирующее внимание, демонстрация наглядных пособий, организация индивидуальных и коллективных форм работы, работа с родителями, фронтальный – одновременно работа со всеми детьми, подвижные, настольные игры, игры на хомусе.
Ежегодно участвуем в республиканском конкурсе «б гэ быстыбат ситимэ», «Оло хо дойдутун о отобун», «Сарда алаах аартык», «Бриллиантовые нотки» участвуем в соревновании по якутским настольным играм «хабылык», «к рчэх». В работе с родителями проводили индивидуальные беседы, групповое собрание «Предметно – развивающая среда», вместе с родителями изготовили наглядный материал «Бала ан», сшили национальный костюм для кукол, дидактическую игру «олонхо», настольные игры «сонор», «сказки», «олонхо».
Таким образом, взаимодействие родителей и педагога это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Родители имеют возможность принимать участие в образовательном процессе кружка. Данная форма работы способствует единению, партнерству детей, родителей и воспитателя.