МААМ-картинки

Фольклор как средство и условие осуществления национального воспитания

Алина Иванова
Фольклор как средство и условие осуществления национального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национального воспитания – это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Публикация «Фольклор как средство и условие осуществления национального воспитания» размещена в разделах

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом.

В фольклоре есть танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже самым маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку такие танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они пробуждают в ребенке положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, хороводе, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального микроклимата в детской группе.

Детская народная песня, начиная с колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и в принципе не требует – как всякое истинно народное музыкально-поэтическое искусство – музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя, музыкального руководителя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песня танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Всякая народная песня, позволяет ее исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни. Второй особенностью являются анонимность и коллективность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в нее что-то свое.

Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества. Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности. Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной песне.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки.

Традиции – явление более широкое, чем обычаи, представляют собой часть социокультурного наследия, которое длительное время передается людьми от поколения к поколению в силу привычки, и входят в систему ценностей и норм общества. Традиции могут проявляться в сферах общественной жизни, религии, искусства и других. Обычай понимается как стереотип поведения, привычный в данном обществе, стереотип который постоянно воспроизводился и воспроизводится.

И обычаи, и традиции являются социальными механизмами духовной преемственности поколений. Многие из них пережили сотни поколений. Долговечность, исключительная устойчивость и прочность – вот специфические черты, которые характерны народным традициям.

Обычаи и традиции тесно связаны с психическим складом, характером, духовным обликом наций и народов. Они изменяются, развиваются в зависимости от тех общественно-исторических условий, в которых живут народы. В ходе исторического развития наций и народов одни традиции и обычаи складываются, другие отмирают, а третьи приобретают новое содержание, сохраняя старую форму. Черты психического склада народа, его самобытность наглядно прослеживаются в народных традициях и обычаях: устойчивые явления в семейном быту, языке, художественном творчестве, поведении и общении.

Таким образом, простата, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, играх, праздниках, понятна для детей дошкольного возраста. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор и музыкальное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Публикации по теме:

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

План работы по ознакомлению детей средней группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка».г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Дымковская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство и условие осуществления национального воспитания
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 16:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство и условие осуществления национального воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Алина Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД