Гаврилова Марина
Проект «Фольклор и экология»
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию экологоориентированного сознания детей через фольклор.
Автор:
Гаврилова Марина Ивановна – воспитатель
МДОУ «Октябрьский детский сад»
Тема проекта : «Фольклор и экология»
Вид проекта : творческий.
Участники проекта : дети 4- 7 лет, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Фольклор и экология“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основная идея проекта : основная идея проекта заключается в необходимости внедрения в работу дошкольного образовательного учреждения системы по формированию экологической компетентности через взаимосвязь с фольклорным материалом. Это поможет детям не только овладеть первоначальными сведениями о природных особенностях, растениях и животных, но и прикоснуться к истокам отечественной культуры, узнать права и обычаи своего народа.
Актуальность проекта :
«У народа, который не знает своего прошлого,
не может быть будущего».
Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.
Экологическая культура – одна из частей общечеловеческой культуры, одна из ее граней, отражающая взаимосвязи человека с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Основы экологической культуры закладываются лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многоцветии и многообразии, к людям, охраняющим и созидающей её.
Этот процесс у дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами: в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведения экологических акций и праздников, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на наш взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал органично сочетается со всеми вышеперечисленными средствами.
Целесообразность использования фольклора, как средства формирования экологических знаний, обусловлено тем, что этот процесс увлекательный, занимательный и познавательный, но методика экологической образовательной деятельности с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость нашей работы.
Таким образом, проблема использования фольклора в работе с детьми очень актуальна именно в связи с возрождением народных традиций, а также имеет особое значение сегодня в свете требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к поликультурному и экологическому воспитанию детей.
Цель: разработать процессуальную модель и педагогические условия
формирования экологической культуры при использовании фольклора как средства.
Новизна: в настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.
Гипотеза: воспитание экологической культуры, возможно, будет эффективным, если:
- фольклорные произведения будут использоваться в образовательной деятельности и в повседневной жизни систематически;
- создана образовательная среда в совокупности предметно – пространственных, информационных, событийных компонентов, межличностных отношений;
- организованно взаимодействие с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами, обеспечивающее координированность, системность и преемственность формирования экологоориентированного сознания дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
- провести анализ источников психолого – педагогической литературы по теории практике предмета исследования;
- разработать рабочую программу кружка русской народной культуры «Истоки»;
- подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;
- составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;
- прививать интерес к русскому устному народному творчеству.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались комплекс методов: теоретический анализ научной литературы по теме, изучение передового педагогического опыта, моделирование, эксперимент, наблюдение, метод математического и графического анализа.
Теоретическая значимость проекта заключается в :
- обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках данной темы;
- обосновании того, что использование фольклора имеет важное значение в формировании экологического сознания детей;
- выявление совокупности принципов построения процесса формирования экологоориентированного сознания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта :
- разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию экологического сознания детей средствами фольклора;
- методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию детей с использованием фольклора;
- критериально – диагностическое обеспечение.
Продолжительность работы – 3 года.
Этапы деятельности:
1. Констатирующий этап.
МДОУ «Октябрьский детский сад» воспитательно-образовательную работу осуществляет по образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., экологическое образование по парциальной программе «Юный эколог», автор С. Н. Николаева.
Уровни оценки отношения детей к природе были разработаны в соответствии с программами.
Первый уровень (низкий уровень).
Второй уровень (средний уровень).
Третий уровень (высокий уровень).
Критерии, определяющие отношения детей к природе:
1. Знание живого организма.
2. Знание ценности природных объектов.
3. Знание правила поведения в природе и соблюдение их.
4. Знание характерных признаков времен года и соотношение с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
5. Умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
2. Формирующий этап.
В рамках проекта был организован кружок «Истоки». В основу работы кружка заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по декоративно прикладному искусству.
Программа кружка имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, опирается на культурные традиции. Также работа кружка включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в работу, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности работы данного кружка.
3. Контрольный этап.
Цель: Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.
Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем.
Перспективы развития.
Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанного материала, обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Опыт деятельности детского сада может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.
Знакомя детей с экологией, используя фольклор, с одной стороны, мы сохраняем колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, мы учитываем конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении.
Способы проверки освоения.
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. Решение образовательных задач осуществляется в ходе организованной детской деятельности, режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.