Любовь Сеидова
Физминутка в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физкультминутки. Это комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. Физкультминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.
Публикация «Физминутка в младшей группе» размещена в разделах
Интересный факт. Специалисты по дошкольной педагогике проводят исследования по степени устойчивости детского внимания. Так, у ребёнка 2 лет в среднем фиксируется 9 отвлечений за 10 минут занятия, у ребёнка 3–4 лет — 3 отвлечения.
Минутка двигательной активности организована воспитателем: он показывает малышам движения, сопровождает их словесными указаниями или чтением стихотворения, побуждает повторять за ним. Цель физкультминутки — в обеспечении кратковременного отдыха и стабилизации работоспособности воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия. Интересный факт. Физкультминутка является синтезом нескольких методов релаксации для детей:
• физических упражнений,
• прогрессирующей релаксации мышц,
• глубокого дыхания,
• прослушивания музыки,
• смеха
Приемы проведения.
Поскольку внимание детей 1,5–4 лет непроизвольно, любой вид деятельности организуется воспитателем в яркой, привлекательной форме. Малыши будут заниматься тем, что им интересно. Поэтому для воспитанников первой и второй младшей группы не рекомендуется проводить физкультминутки под простой счёт с указанием движений. Проводя активную паузу с малышами, воспитатель использует следующие приё мы:
Наглядность: (для малышей используются изображения мультипликационных и сказочных героев); либо это ребенок со старшей группы;
Занимательность, проведение физкультминутки в игровой форме, использование весёлых стихотворений, потешек или даже картинок;
Музыкальность: приветствуется проведение физкультминуток с музыкальным (аудиозапись) или песенным (исполняет воспитатель) сопровождением;
Разнородные упражнения:
на развитие общей моторики (ходьба, прыжки, наклоны, махи,
на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, «Кулачек»
дыхательные упражнения, игра «Пузырь»
элементы самомассажа.
Формы проведения физкультминутки с воспитанников младший групп делятся на два типа — за столом/сидя на стульчиках или стоя. В младших группах предпочтение отдается положению стоя.
По содержанию и способу проведения: в младших группах физкультминутки группируются по видам :
1. Гигиенические. Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях.
Зайчик серенький сидит — (Дети сидят на корточках.)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! — (Шевелят ладонями над головой, как ушками.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. — (Хлопают в ладоши.)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. — (Подскоки на месте или хаотично по комнате.)
«Эй лежебоки» утренняя гимнастика
2. Подражательные. Дети имитируют движения живых и неживых объектов:
• животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
• птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
• насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
• человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
• растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,
• транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж.
«Утром бабочка проснулась…»
«Ветер дует нам в лицо».
«Едет машина».
3. Танцевальные. Выполняются под русские народные или детские песенки. Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигается кто как умеет и хочет.
«Танец маленьких утят» взаимодействие, касание друг друга ладошками. Танец в парах, чувство ритма.
«У жирафа пятна, пятнышки везде…» запоминание и распознание название животного, его отличительная особенность. Также запоминание и изучения частей тела человека.
«Песня Красной шапочки» Показывание высоко, широко. Танцы в произвольной форме.
«В траве сидел кузнечик». Переживание эмоционального вместе с героем.
Методические рекомендации.
1. Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
2. Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с темой занятия.
На занятии по теме «Осень» проводится физкультминутка «Мы — листики осенние». Занятию по рисованию «Овощи» подходит физкультминутка — «Собираем урожай».
3. Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
4. Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
5. Воспитатель демонстрирует увлечё нность процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание. Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физкультминутку провести во второй половине занятия.
6. Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).