Елена Иванова
Программа по физическому развитию для детей 4–5 лет
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №272»
Принято:
на Педагогическом совете
Протокол №1 от 30.08.2019 г.
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ № 272
___ Г. А. Берлизова
Приказ №75 от 30.08. 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ № 272
по физическому развитию
Публикация «Программа по физическому развитию для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
(«Физкультурные занятия в детском саду» Л. И. Пензулаева)
для детей 4-5 лет)
средняя группа № 1
Разработчики программы :
Иванова Е. Ю.
г. Ростов-на-Дону
2019-2020 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• Письмо «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО»№ 59-52/193/3 от 19.01.2017г, с инструктивно-методическим письмом по организации пространственно-предметной развивающей среды МДОУ (на 2 л. в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. в 1 экз.);
• Устав МАДОУ № 272;
• Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457от 12.08.2015г.
• Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 272.
Цели и задачи:
• Развитие основных движений детей;
• Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
• Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем;
• Создание в процессе образовательной деятельности педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;
• Создание благоприятных условий для удовлетворения природной потребности ребенка в движении;
• Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр., организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых);
• Побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой.
Принципы реализации данной программы :
• индивидуализация дошкольного образования ;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка).
Объем реализации программы : 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц,
36 академических часов в год.
Формы реализации программы :
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей : игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку : 38 человек.
Пол: 16 мальчиков, 22 девочки.
Дата комплектования группы: 1 сентября 2017 года.
Условия реализации программы :
1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами :
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети - по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей : творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
5. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Оборудование для двигательной деятельности:
-материал для развития основных видов движений (ленты, кольца, мячи, флажки, обручи, канат и пр. ,
Игровые пособия, оптимизирующие двигательный режим:
- шведская стена (при необходимости,
- атрибуты для спортивных игр,
- кольцеброс,
- тактильные дорожки,
- футбольные ворота,
- баскетбольные стойки,
- гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы,
- мат
-скакалки
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком МАДОУ № 272
на 2019-2020 учебный год
Месяц, дата Кол-во занятий Вид и тема Кол-во часов Примечание
Сентябрь
03.09.2019 1 Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками.
1 час
10.09.2019 2 Упражнять детей в ходьбе и беге по одному, на носках; учить катать обруч друг другу; упражнять в прыжках. 1час
17.09.2019 3 Упражнять в ходьбе в обход предметов, поставленных по углам площадки; повторить подбрасывание и ловлю мяча двумя руками. 1 час
24.09.2019 4 Разучить перебрасывание мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер, упражнять в прыжках. 1 час
Октябрь
01.10. 2019 5 Игровые упражнения с мячом: сидя, ноги врозь, прокатывание мяча друг другу.
Упражнять в ходьбе и беге с изменением направления движения; ходьбе и беге «змейкой» между предметами. 1 час
08.10.2019 6 Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая ловкость и глазомер; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе. 1 час
15.10.2019 7 Упражнять детей в ходьбе с выполнением различных заданий в прыжках, закреплять умение действовать по сигналу.
1 час
22.10.2019 8 Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами,поставленными произвольно по всей площадке; в прокатывании обручей. 1час
29.10.2019 9 Повторить ходьбу и бег колонной по одному,бросание мяча в корзину.
1 час
Ноябрь
05.11. 2019 10 Повторить ходьбу с выполнением заданий; бег с перешагиванием; упражнение в прыжках и прокатывании мяча в прямом направлении. 1 час
12.11.2019 11 Упражнять детей в ходьбе с остановкой по сигналу воспитателя; ходьбе и бегу по кругу; повторить задания с бегом и прыжками 1 час
19.11.2019 12 Упражнять детей в ходьбе между предметами, не задевая их; упражнять в прыжках и беге с ускорением.
1 час
26.11.2019 13 Упражнять в ходьбе и беге между сооружениями из снега; в умении действовать по сигналу воспитателя. 1 час
Декабрь
03.12.2019 14 Упражнять в умении действовать по сигналу воспитателя; упражнять в ходьбе ступающим шагом. 1 час
10.12.2019 15 Закреплять навык скользящего шага в ходьбе; упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска.
1час
17.12.2019 16 Закреплять навык передвижения скользящим шагом. 1 час
24.12.2019 17 Продолжать учить детей передвигаться скользящим шагом; повторить игровые упражнения.
1 час
Январь
14.01.2020 18 Закреплять навык скользящего шага, упражнять в беге и прыжках вокруг снежной бабы. 1 час
21.01.2020 19 Упражнять в ходьбе и беге между сооружениями из снега; в умении действовать по сигналу воспитателя.
1 час
28.01.2020 20 Упражнять детей в перепрыгивании через препятствия в метании снежков на дальность.
1 час
Февраль
04.02.2020 21 Повторить метание снежков в цель, игровые задания на санках
1 час
11.02.2020 22 Повторить игровые упражнения с бегом, прыжками. Упражнять детей в метании снежков на дальность, катании на санках с горки. 1 час
18.02.2020 23
Развивать ловкость и глазомер при метании снежков; повторить игровые упражнения.
1час
25.02.2020 24 Развивать ловкость и глазомер при метании в цель; упражнять в беге; закреплять умение действовать по сигналу воспитателя. 1 час
Март
03.03.2020 25 Упражнять детей в ходьбе, чередуя с прыжками, в ходьбе с изменением направления движения. 1 час
10.03.2020 26 Упражнять детей в беге на выносливость; в ходьбе и беге между предметами; в прыжках на одной ноге. 1 час
17.03.2020
27 Упражнять детей в ходьбе попеременно широким и коротким шагом; повторить упражнения с мячом, в равновесии и прыжках 1 час
24.03.2020 28 Упражнять детей в ходьбе и беге с поиском своего места в колонне в прокатывании обручей; повторить упражнения с мячами. 1 час
31.03.2020 29 Повторить подвижные игры, освоенные детьми на предыдущих занятиях. 1 час
Апрель
07.04.2020 30 Повторить ходьбу и бег по кругу; упражнения в прыжках и подлезании: упражнять в умении сохранять устойчивое равновесие. 1 час
14.04.2020 31 Повторить упражнение ходьба попеременно широким и коротким шагом; повторить упражнения с мячом, в равновесии и прыжках. 1час
21.04.2020 32 Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой на сигнал воспитателя; в перебрасывании мячей друг другу. 1 час
28.04.2020 33 Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в равновесии; перебрасывании мяча. 1 час
Май
05.05.2020 34 Упражнять детей в ходьбе колонной по одному в чередовании с прыжками; повторить игровые упражнения с мячом. 1 час
19.05.2020 35 Упражнять детей в ходьбе и беге парами; закреплять прыжки через короткую скакалку, умение перестраиваться по ходу движения 1 час
26.05.2020 36 Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения, повторить игры с мячом, прыжками и бегом. 1 час
Итого: 36 36
часов
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
• Л. И. Пензулаева ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДЕТСКОМ САДУ: Средняя группа. – М. : Мозаика-синтез, 2014.
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.