МААМ-картинки

«Играем в мини-баскетбол». Физкультурно-спортивный проект для старших дошкольников

Светлана Зайцева
«Играем в мини-баскетбол». Физкультурно-спортивный проект для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы. Правильно организованный детский спорт, опирающийся на современные научные данные и соответствующий особенностям детского организма, методику обучения и тренировки, может стать важнейшим средством достижения оздоровительного и спортивно -образовательного эффекта, обеспечивающего всестороннее воспитание детей. Для реализации этой цели есть только один путь – это переход к спортивно ориентированной системе физического воспитания с возможно более раннего периода жизни ребёнка.

В дошкольном образовании спортизация физического воспитания имеет определённые ограничения, которые связаны с возрастом детей, степенью созревания систем организма, однако и здесь оно возможно, и будет основываться на тех же принципах, утверждают Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Е. В. Демидова.

В числе важнейших принципов нашей деятельности в процессе реализации проекта мы выбрали:

принцип конверсии - использование спортивной тренировки в процессе физического воспитания; принцип гармоничности развития личности, т. е. внедрение инновационной технологии «Играйте на здоровье», которая обеспечивают максимальное освоение дошкольниками ценностей физической культуры и спорта с учётом индивидуальных способностей и интересов, уровнем физической подготовленности и физического развития;

принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности, т. е. создание условий для развития гармоничной социальной активности ребёнка, навыков достойной, честной победы или проигрыша, что будет уроком для дальнейших занятий спортом;

принцип свободы выбора, что предполагает свободный и осознанный выбор вид спорта (в нашем случае баскетбола) или любую другую форму физкультурно - спортивной деятельности. При этом образовательный процесс адаптируется для детей с различными физическими кондициями.

Диагностика, проведённая на вводном этапе исследования, позволяет утверждать, что уровень подготовленности детей к освоению игры в баскетбол недостаточен, 59% мальчиков и 60% девочек имеют смутные представления об этой игре и слабые умения. По самооценке воспитателей преобладают высокие оценки своей профессиональной готовности к решению важных задач укрепления здоровья детей в процессе спортизированного физического воспитания у 8-17%; около половины воспитателей (от 46% до 54%) показали уровень «выше среднего». Больше трети педагогов (от 33% до 46%) оценивают свой уровень готовности к реализации спортизированных программ, в частности программы «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной в разделе «Баскетбол», как средний.

Цель.

Освоение дошкольниками популярной спортивной игры мини баскетбол в упрощённом, доступном возможностям детей варианте. Воспитание интереса детей к занятиям мини баскетболом, способствующих их физическому и социально - личностному развитию.

Задачи.

1. Повышение уровня спортивно ориентированной физической культуры дошкольников на основе внедрения в практику программы «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной.

2. Формирование интереса, положительной мотивации у старших дошкольников к занятиям мини баскетболом.

3. Обеспечение освоения необходимых знаний, рост показателей физической и специальной подготовленности детей к игре в мини баскетбол.

4. Развитие навыков командного взаимодействия, содружества, ответственности, взаимовыручки, согласованных действий.

5. Создание социально - психологических условий в группе для вовлечения в спортивно ориентированную деятельность всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей.

Партнёры проекта.

Участники образовательных отношений: дети, их родители и педагоги детского сада. Организаторы - педагоги. Родители не участвовали в делах по освоению мини баскетбола детьми в детском саду, из-за ограничений, связанных с СВО, но играли с детьми в условиях семьи. Эти же обстоятельства ограничили и количество детей - участников проекта до одной группы (вместо восьми подготовительных, которые функционировали у нас до СВО, и мы не смогли, как предполагали, устроить внутри садовский турнир по мини баскетболу.

Условия реализации проекта.

Наше дошкольное учреждение самое большое в городе введено в эксплуатацию в 2019 году, рассчитано на 24 группы в каждой из которых создана безопасная, трансформируемая развивающая предметно-пространственная среда; есть большой и хорошо оборудованный спортивный зал, в котором можно обучать детей спортивным играм, в том числе и мини баскетболу (есть специальные мячи, щиты с кольцами и сетками). На территории оборудована спортивная площадка, с разметкой для баскетбола, есть спортивное оборудование на каждой из игровых площадок, позволяющее детям заниматься любимыми видами двигательной деятельности в свободное время на прогулке. Всё оборудование и спортивный инвентарь яркие, привлекательные для детей, безопасны в эксплуатации. Спортивная и групповые площадки покрыты прорезиненным материалом и газонным покрытием, снижающим травматизм детей.

Все педагоги ДОУ имеют профильное образование, соответствующее требованиям профессионального стандарта «Педагог ДОО», многие из них недавние выпускники колледжа и педагогического института НИУ «БелГУ» со стажем до 5 лет (21 человек – 31,3%, но есть и опытные воспитатели: со стажем от 6 до 25 лет – 29 человек – 43,2%, со стажем свыше 25 лет – 17 человек – 25,5%. В положенные сроки педагоги проходят курсы повышения квалификации в «БелРИРО», участвуют в работе методических объединений города, которая в последние годы выстраивается в онлайн - режиме.

Предварительная работа с педагогами.

Семинар - практикум «Спортизированное физическое воспитание как инновационный подход в здоровьеукрепляющей деятельности ДОУ». В ходе семинара рассмотрели особенности спортизированного физического воспитания дошкольников, подходы, принципы, содержание, технологии реализации. Для нашего дошкольного учреждения это было интересно ещё и потому, что у нас работают 6 инструкторов по физической культуре и есть возможность удовлетворить потребности и интересы детей к различным видам спорта. На семинаре обсуждали не только теорию, изложенную в трудах В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышева, Ю. К. Чернышенко, Л. Н. Волошиной, но и главным образом то, как эту теорию применить в условиях нашего детского сада: чему учить в спортизированном физическом воспитании, как учить и как сделать так, чтобы дети захотели освоить выбранные виды спортивных игр, в нашем случае – мини баскетбол.

Для решения этих проблем необходимо применение новых эффективных инструментов, использующих современные достижения педагогики и психологии – это гуманистические, личностно ориентированные технологии. Они предполагают:

учёт педагогом интересов и потребностей детей, мотивов их двигательной деятельности, которые способствуют активному включению дошкольников в сам процесс освоения спортивных игр;

соучастие педагога в деятельности детей, сопереживание их успехам и неудачам, что повышает значимость занятий спортивными играми в глазах воспитанников и приводит к повышению их эффективности.

В ходе практикума все воспитатели освоили правила игры в мини баскетбол, основные игровые действия в защите и нападении, а значит могли закреплять на прогулках навыки игры, полученные детьми на физкультурных занятиях под руководством специалиста.

Применение личностно ориентированных технологий в освоении детьми игры в мини баскетбол помогло найти нераскрытые резервы детей в физкультурно - спортивной деятельности, подобрать и использовать соответствующие средства для реализации этих резервов.

Предварительная работа с детьми:

чтение детской литературы о баскетболе, о спорте и здоровом образе жизни;

просмотр альбомов, слайд - шоу, подбор картинок об игре в баскетбол на соревнованиях разного уровня;

беседы о баскетболе, встречи с баскетболистами;

разучивание спортивных речёвок;

изготовление эмблем для двух команд, участвующих в соревнованиях по мини баскетболу;

развивающие игры: «Найди отличия», «Правильно - неправильно», «Сложи картинку», «Четвёртый лишний» и др. ;

игры в «Школу мяча» на прогулке.

Основной этап реализации проекта.

Внедрение в практику технологии обучения старших дошкольников баскетболу Л. Н. Волошиной, которая ссылается на алгоритм первоначального обучения спортивным играм, разработанный В. И. Усаковым. Применительно к разучиванию мини баскетбола этот алгоритм мы представили так:

1. Ознакомление с баскетболом, как спортивной игрой при помощи рассказа воспитателя, видеофильма, беседы (занятие по познавательному развитию).

2. Первоначальное разучивание. Для изучения отбирали только важнейшие элементы игры баскетболиста, с целью приобретение умений выполнять главные игровые приёмы без существенных ошибок и правильно использовать их в игре: техника и тактика индивидуальных действий в нападении без мяча и с мячом; в защите против игрока, владеющего мячом и без него; простейших взаимодействий в нападении. При этом ребёнок осваивает приёмы владения мячом – ловля и держание, передача, ведение, броски мяча в кольцо, подбор мяча, отскочившего от щита. А в защите осваивает такие действия как стойка и передвижение защитника, выбивание и перехват мяча. Использовали игры «Три мяча», «Собачки», «Защити мяч», «Туннель».

3. Обучение технике передвижения – основа содержания игры в баскетбол. Игрок должен научиться быстро бежать, мгновенно менять направление бега, внезапно останавливаться прыжком на две ноги, прыгать вверх и в длину с места или после разбега. Для этого использовали различные подвижные игры: «Пятнашки», «Пятнашки с домом», «Пустое место», «Вызов номеров», «Стой!» и эстафеты с различными способами передвижения.

4. Закрепление и углубление простых комбинационных действий происходит в играх «Гонка мячей в колоннах», «Сохрани мяч», «Поймай мяч», «Перестрелка», «Пятнашки с мячом», «Штандер». Ловля мяча у некоторых детей вызывали инстинктивный страх и защитную реакцию (ребёнок отбивал, а не ловил мяч, поэтому мы использовали серию подводящих упражнений: ловля мяча, подброшенного над собой, отскочившего от стены или пола (из «школы мяча»). Затем учили ловить мяч, переданный педагогом, затем партнёром, сначала с высокой траекторией, затем после отскока от пола. За время реализации проекта дети освоили передачу мяча двумя руками от груди и отскоком от пола.

5. Обучение технике ведения мяча лучше удавалось тем воспитанникам, которые хорошо владели навыками игры в «школу мяча». Обучали этому непростому игровому действию постепенно:

многократное отбивание мяча удобной рукой;

многократное отбивание мяча правой и левой рукой поочерёдно;

ведение мяча шагом, потом бегом усваивалось с трудом, но половина детей первоначальные умения приобрела.

6. Передача и ловля мяча двумя руками – это самый быстрый и надёжный способ передачи на короткое расстояние. Осваивали его на примере подвижных игр «Лишний мяч», «Не дай мяч водящему» и др.

7. Бросок мяча в кольцо. Вначале учили броскам двумя руками от груди с места. Действие самое желанное, но и самое сложное. Подводили к нему постепенно:

перебрасывали мяч через натянутый на высоте 2 метра шнур;

забрасывали в нарисованный на земле круг;

забрасывали в корзину для бумаг;

забрасывание мяча в кольцо.

Помогали детям освоить это сложное игровое действие игры «Лишний мяч», «Живое кольцо», эстафеты.

8. К изучению действий защитников приступали с помощью популярных подвижных игр «Пятнашки в парах», «Пустое место», круговые эстафеты, упражнения в парах.

Параллельно формировали у детей понимание сущности игрового соревнования, которая состоит в поражении цели броском мяча. Это достигали, используя игры «Стой!», «Защита булав», «Снайперы», «Охотники и утки», «Защита крепости», «Мяч капитану» и др.

Целевые ориентиры и конечный продукт проекта.

Сформированность у дошкольников подготовительной группы положительной мотивации к игре в баскетбол.

Умение играть в мини баскетбол, выполняя правила и упрощённые игровые действия.

Принимать участие в соревнованиях внутри группы, между группами в детском саду, участвовать в спортивном празднике «Кто баскетболом занимается – тот силы набирается!».

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников «Сидим дома, не скучаем, вместе весело играем» # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально - дидактические игры для старших дошкольников «Птичий концерт»Цель. Развивать.

Летний спортивный праздник к Дню защиты детей «Приключение Незнайки» для старших дошкольниковЛетний спортивный праздник к Дню защиты детей «Приключение Незнайки» для старших дошкольников .

Фото и видеоотчет о постановке мини-сценки «Мама для котенка» по мотивам стихотворения В. Степанова для старших дошкольниковФото и видеоотчет о постановке мини-сценки «Мама для котенка» по мотивам стихотворения В. Степанова для старших дошкольников Дети очень любят театр, особенно когда сами становятся артистами. Встречи с литературными героями радуют детей, помогают им лучше понять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Играем в мини-баскетбол». Физкультурно-спортивный проект для старших дошкольников
Опубликовано: 2 марта 2025 в 21:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Играем в мини-баскетбол». Физкультурно-спортивный проект для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева (УИ 2346340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД