Марина Мишина
Физкультура в старшем дошкольном возрасте: цели и задачи
▼ Скачать
Цели проведения физкультуры в детском саду определяются особенностями физического развития малышей конкретного возраста. Для старшей группы целями работы в рамках образовательного направления «Физическая культура», которое на практике осуществляется главным образом через организацию занятий, является:
• развитие правильной осанки (в упражнениях в старшей группе особый акцент делается на формировании навыка сохранять правильное положение тела, когда дети ходят, сидят и стоят);
• укрепление опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;
Публикация «Физкультура в старшем дошкольном возрасте: цели и задачи» размещена в разделах
• тренировка глазомера (к примеру, упражнениями на метание обеими руками в вертикальную цель);
• формирование командного духа за счёт того, что в старшей группе подвижные игры по большей части соревновательного командного характера;
• воспитание необходимости вести ЗОЖ, заниматься спортом (в старшей группе к выводу о важности следить за своим физическим состоянием подводят видеосюжеты или картинки с образами-антиподами — спортсменом и запустившим своё тело человеком).
Достижению этих целей способствует выполнение задач проведения занятий физкультурой с детьми 5–6 лет :
• пополнение двигательного опыта (в сравнении с предыдущим годом, этот вектор развития предполагает разные виды сочетаний упражнений на движение, к примеру, бег спиной вперёд с эстафетной палочкой с бегом приставными шагами);
• обучение пластичности движений (через отработку элементов танцевальных упражнений);
• развитие ловкости, силы, выносливости (эти показатели физического становления ребёнка в старшем дошкольном возрасте могут прорабатываться в комплексе, например, в подвижных играх, а также при выполнении упражнений с мячом, в том числе и за счёт практики подбрасывать его и ловить двумя руками);
• работа над совершенствованием умения сохранять равновесие (к примеру, при приземлении после выполнения прыжка в высоту);
• усложнение правил народных хороводных игр;
• продолжение работы, направленной на воспитание у малышей культурно-гигиенических навыков (самостоятельно мыть руки, умываться, переодеваться после занятия);
• воспитание культуры спортивного поведения (к примеру, учиться правильно себя вести и при выигрыше, и при проигрыше);
• стимуляция интереса к спорту (в старшем дошкольном возрасте многие дети начинают заниматься спортом на профессиональном уровне, поэтому им важно знать об особенностях того или иного вида, а также необходимых для занятий атрибутов);
• привлечение к участию в организации спортивных досугов (например, в выборе набора упражнений для родителей в рамках спортивного досуга «Мы — спортивная семья»).
Виды физкультурных занятий и упражнений
В практике работы современных ДОУ используется семь видов занятий по физкультуре. Они носят интегрированный характер, так как объединяют собой реализацию целей разных образовательных областей (развития речи, социально-коммуникативного направления, познания и др.) :
• традиционные, сочетающие общеразвивающие упражнения с заданиями на отработку скорости бега, ходьбы, упражнениями с мячом, на развитие внимания, а также релаксационные приёмы (в форме дыхательной гимнастики, например);
• ритмическая гимнастика под музыку (упражнения в этом виде занятий носят общеразвивающий характер, могут проводиться хореографом);
• походы (обычно этот вид занятий практикуется весной, летом и, как правило, строится на преодолении полосы препятствий, включающей, например, беговые, прыжковые упражнения, а также задания на метание);
• самостоятельные занятия, суть которых в том, что дети выполняют знакомый им набор упражнений без руководства со стороны педагога, ориентируясь на план и малышей, объявляющих задание, а также при необходимости показывающих его (такие уроки в старшей группе только начинают вводиться в практику);
• танцевальные уроки, на которых дети отрабатывают танцевальные движения (как правило, такой вид физкультурного занятия практикуется перед проведением утренника, когда педагогу требуется отработать с малышами все танцевальные элементы сценария);
• сюжетно-ролевые занятия (обычно этот вид занятий проводится в форме открытых, на которых дети действуют от лица персонажей, а выполнение всех заданий подчиняется развитию сюжета);
• игровые (строятся на участии малышей 5–6 лет в разных видах подвижных игр).
Это интересно. В ряде методической литературы можно найти классификацию из двух видов занятий по физкультуре : традиционных и нетрадиционных. При этом вторые будут включать все шесть описанных выше видов.
РЕКЛАМА
По виду атрибутов для выполнения упражнений занятия могут быть:
• со стандартным оборудованием (мячами, скакалками, кеглями и пр.);
• с нестандартным оборудованием (султанчиками, бильбоке и пр.);
• смешанного типа (на уроке представлены оба вида атрибутов).
Примеры нестандартных атрибутов
Сделать интересный реквизит для выполнения физических упражнений несложно. К тому же к этой работе можно подключить детей и родителей.
«Султанчики»
Материалы:
• капсулы от киндер-сюрприза;
• полиэтиленовый пакет, разрезанный на полоски;
• карандаши;
• шило;
• скотч;
• наклейки на пасхальные яйца.
Инструкция:
1. Шилом делаем дырку в капсуле от киндера.
2. Сворачиваем нижний край пакета так, чтобы он прошёл в это отверстие.
3. Наматываем хвостик пакета на один конец карандаша, крепим скотчем.
4. Надеваем крышку от капсулы, продев в неё другой конец верёвки.
5. Закрываем капсулу и клеим наклейку.
С помощью этого нетрадиционного атрибута дети:
• выполняют общеразвивающие упражнения;
• играют в подвижные игры;
• делают массаж ладоней, вращая карандаш.
«Бильбоке»
Это интересно. В 19 веке в бильбоке играли во всём мире, причём в каждой стране были свои варианты усложнения условий игровой задачи.
Материалы:
• отрезанные верхние части от пластиковых бутылок;
• шнурки;
• шило;
• толстые нитки, иголка;
• капсулы от киндер-сюрприза;
• маркер.
Инструкция:
1. В крышке от бутылки проделываем дырку.
2. Продеваем в неё шнурок и закрепляем его узлом.
3. Закручиваем крышечку.
4. Верхний край, раструб, обшиваем толстыми нитками.
5. Маркером разрисовываем бутылку.
Малыш подбрасывает капсулу и старается поймать её бутылкой.
«Бильбоке» помогает:
• тренировать глазомер;
• учиться координировать мелкие движения;
• разрабатывают мышцы предплечья и кисти рук.