Эльвира Залялутдинова
Физкультминутки для развития пальцевой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи необходимо использовать физкультминутки как элемент двигательной активности, которые проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речью, сопровождающееся в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Публикация «Физкультминутки для развития пальцевой моторики» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Упражнение «Пальчики»
Дети поднимают одну руку ладонью к себе, другой рукой загибают по очереди пальцы.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики – ура!
В детский сад идти пора!
(Распрямить пальцы рук)
Упражнение «Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касаясь кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Тоже упражнение выполняется пальцами правой руки. Затем это упражнение выполняется обеими руками одновременно.
Игра «Кто приехал?»
Пальцы обеих рук прижаты друг к другу.
Кто приехал? (быстро хлопают кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают)
Мама, мама, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками мизинцев)
Вот и вся моя семья! (хлопают всеми пальцами).
Игра «Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Затем положение рук поменять.)
Игра «Лодочка»
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик).
Игры с предметами-заместителями
Круглая щетка для волос.
Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник.
Самомассаж с прищепками.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусать» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. Затем смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
Упражнение с эспандерами.
Каждому ребенку давать кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее!
Горох или фасоль.
В глубокую миску насыпать горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто, есть в печи место.
Будут-будут из печи булочки и калачи.
Массаж прижимающий.
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Щелчки.
Поднял ушки бурундук,
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, -
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук,-
Вот и слышен перестук!
Грецкий орех.
Ребенок катает грецкий орех между ладоней, приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Пробки от пластиковых бутылок.
Две пробки от пластиковых бутылок кладут на стол резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаясь на «лыжах», делать по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Пальчиковые игры «Расскажи стихи руками»
Части тела.
Очень сложен человек: двое глаз и двое век.
И – внимательно смотри! – уха два и две ноздри.
А вот пальчиков – по пять, чтобы ими все держать.
Кто как зимует.
Спит медведь в своей берлоге,
Спит барсук и черный крот.
Только волка кормят ноги,
А не то живет сведет!
Зимняя одежда.
Мама свяжет дочке шарфик и носочки,
Шапочку и варежки, чтоб не мерзнуть Варюшке.
Зимние забавы.
Между елок вдоль реки разбрелись снеговики.
Каждый ищет и зовет снежных баб на хоровод.
Инструменты.
Землю я копал лопатой – яму выкопал когда-то.
А теперь граблю граблями мусор весь – в «подарок» яме.
Пилим, пилим мы с тобой ствол двуручною пилой.
Рубим, рубим топором между домом и двором.