Венера Апчелеева
физкультминутки
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультминутки для дошкольников.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7-9-й минуте занятия; старшей – на 10-12-й; подготовительной к школе – на 12-14-й.
Публикация «физкультминутки» размещена в разделах
Основные признаки утомления:
- нарушение недавно сформированных умений;
- нарушение координации мелких движений, замедленность их;
- длительные отвлечения;
- примитивные манипуляции (постукивание, бросание предметов и др.) ;
- появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;
- повышенная раздражительность;
- зевота.
Длительность: 1,5-2 мин. Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).
Основные требования при организации физкультминуток :
1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
4. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 упражнений:
для рук и плечевого пояса типа потягивания – выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки;
руки в стороны или вверх; к плечам, перед собой;
для туловища – наклоны, повороты;
для ног – приседания, подскоки и бег на месте.
упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10-15 подскоков, 10-12 приседаний или 30-40 секунд бега на месте) по возможности связанными с содержанием занятий.
Примерные комплексы физкультминуток для различных занятий.
Упражнения для занятий по РЭМП:
(текст, произносится до начала выполнения упражнений)
- На носочки встанем, потолок достанем (5 раз)
(И. п. – основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх – в стороны, потянуться);
- Наклонились столько раз, сколько уточек у нас (4-5 раз)
(И. п. – стоя, ноги врозь; при наклонах ноги не сгибать);
- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5х3 раз)
(И. п. – стоя, руки на поясе).
Упражнения для занятий по развитию речи:
(текст, произносится во время выполнения упражнений; все упражнения выполняются стоя)
- Лебеди летят, крыльями машут
(плавные движения руками с большой амплитудой);
- Прогнулись над водой, качают головой
(наклоны вперёд, прогнувшись);
- Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся (2-3раза)
(приседания).
Упражнения для занятий по изобразительной деятельности:
(текст, произносится во время выполнения упражнений; все упражнения выполняются сидя)
- Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали,
(плавно поднять руки перед собой);
- Наши пальчики встряхнём, снова рисовать начнём
(встряхнуть кистями);
На занятиях по лепке: «Медвежата мёд искали, дружно дерево качали» (наклоны вправо – влево,
На изобразительной деятельности дети бывают настолько увлечены, что отрывать их нецелесообразно. Утомление проявляются лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.) . В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения на выпрямление корпуса.
Таким образом, физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.