Надежда Лысенкова
Физическое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения». А. В. Луначарский
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым и успешным – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Проблема воспитания и развития здорового ребёнка в современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
Публикация «Физическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
Поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Таким образом, перед воспитателем стоит задача активного вовлечения родителей в процесс воспитания здорового ребёнка.
Задачи:
•
создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;
•
дальнейшее укрепление и сохранение здоровья воспитанников;
•
формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и спортом, потребности в физическом совершенствовании.
•
повышение профессионального мастерства педагогов детского сада и валеологической грамотности родителей по вопросам здоровьесбережения;
•
комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями
•
создание единой системы здоровьесберегающей деятельности с учётом потребностей и условий детского сада;
Предполагаемый результат:
o
сформировать у детей потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом;
o
снизить заболеваемость воспитанников ;
o
повысить педагогическое мастерство и квалификацию педагогов ДОУ,
o
привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и ФГОСа к условиям реализации образовательной программы ДОУ.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем ДОУ – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
К основным направлениям оздоровительной деятельности мы относим:
•
организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
•
организацию здорового сбалансированного питания;
•
обеспечение физической и психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
•
организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.
В физическом воспитании мы условно выделили технологии сохранения и стимулирования здоровья, в рамках которых проводим:
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
•
подвижные игры и элементы спортивных игр,
•
закаливающие процедуры,
•
ритмопластика,
•
релаксация
Технологии обучения здоровому образу жизни, которые включают:
• утреннюю гимнастику,
•
физкультурные занятия,
•
точечный массаж и массаж широких зон,
• спортивные развлечения, праздники.
•
день здоровья,
•
ролевая подражательная имитация,
•
совместные мероприятия с родителями.
В детском саду оборудован физкультурный зал со спортивным оборудованием (мячи и кегли, гимнастические палки, массажные дорожки для ног, кольца, канат, качели, «шведские стенки» и др.)
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду мы используем нетрадиционные приемы работы. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.
1. Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является профилактикой плоскостопия у детей.
2. Султанчики, вертушки, ленточки, вода используется для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.
3. Массажеры, в том числе и самодельные, применяем для массажа ладоней, т. к. на них находятся проекционные точки, массируя которые можно опосредственным путем воздействовать на внутренние органы.
После сна проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны, гимнастика в облегчённой одежде, полоскание полости рта, босохождение, растирание тела сухой и влажной рукавицей.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, включен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:
• офтальмотренаж (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения,
• пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции,
•
дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
•
игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
•
Прием адаптогенов (настои шиповника)
• Использование натуропатии (чесночные бусы, киндеры)
• Соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).
В систему занятий по ознакомлению с окружающим мы включаем занятия, посвященные здоровому образу жизни: «Личная гигиена», «Изучаем свой организм». «Огонь друг, огонь враг» ,«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Когда овощи могут помочь, а когда навредить собственному здоровью» и др. На них дети узнают о пользе физических упражнений и их разнообразии, получают элементарные знания анатомии, физиологии, гигиены, оказанию первой помощи при несчастных случаях, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью.
Особое влияние на здоровье ребенка оказывает семья.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:
•
групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым», «О воспитании безопасного поведения дома и на улице»
• анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье», «В хорошей ли вы форме», «Путь к здоровью, силе, бодрости».
• совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья,
• консультации, рекомендации («Как правильно организовать питание ребёнка дома», «Обучаем детей безопасному поведению дома и на улице», «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей», «Режим часто болеющих детей»)
• наглядная агитация в работе с родителями: уголки здоровья, папки – передвижки, советы Доктора Айболита
• памятки, буклеты из серии «Укрепляй иммунитет», «Как правильно закаливать ребенка?»,
• дни открытых дверей с обучением родителей приемам и методам оздоровления детей «Вкусно, полезно, доступно!», «Волшебные пальчики» (тренинги, практикумы).
Предполагаемые результаты для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Таким образом, приоритетное направление нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
•
Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, значительно снизилось количество пропусков по болезни.
•
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 9% и составляет44 %.
•
Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.
•
устойчивость эмоциональной сферы: дети стали внимательнее, добрее, терпимее друг к другу, стараются управлять своими эмоциями,
•
Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.
•
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретается новое физультурно -спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
•
В группах оформлены «Уголки здоровья», папки – передвижки, в которых можно найти много полезной информации, рекомендации и памятки по ЗОЖ. Родители проявляют интерес к данной информации и демонстрируют положительные отзывы.
Но вместе с тем, существует и ряд проблем:
•
недостаток спортивного инвентаря и физкультурно-игровой среды в группах;
•
нет мобильных спортивных модулей;
•
знания детей о гигиене, режиме, безопасном поведении не всегда реализуется в практической деятельности;
•
наблюдается однообразие двигательной деятельности детей на прогулке;
•
многие семьи не ориентированы на самостоятельное физическое развитие детей, являясь лишь пассивными союзниками детского сада в формировании ЗОЖ;
•
преемственность физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и общеобразовательной школы.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутых результатах и продолжает совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей.