Галина Афанасьева
Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, физической подготовленности и гармонического физического развития. Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.
Публикация «Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр» размещена в разделах
Актуальность данной темы в том, что она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Подвижные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Решение этой проблемы вижу в создании совокупности социально - педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.
По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, и др., при планировании содержания физического развития дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.
Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Главной целью своей деятельности считаю - создание совокупности социально - педагогических условий для сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Для достижения этой цели ставлю такие задачи:
1. Пробуждать интерес и способность к творческой активности.
2. Удовлетворять естественную - биологическую потребность в движении.
3. Совершенствовать основные виды движений.
Чтобы решать цели и задачи стараюсь создавать условия для обеспечения качества образования, при этом постоянно укрепляя материальную базу в физкультурном зале, мини-стадионе, где имеется необходимое оборудование, как стандартное, так и не стандартное, организую образовательный процесс без вреда для здоровья.
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Проанализировав методики В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак «Методика физического воспитания в ДОУ», М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» я пришла к выводу, что игры соревновательного характера могут быть эффективным средством физического развития ребенка.
Игры - эстафеты способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.
Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, например в эстафете «Кенгуру» - прыжки и бег; «тоннель» - лазание и бег; «Полоса препятствий» - разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, дети совершенствуют, закрепляют его, причем движение выполняется в игровых ситуациях более четко, быстрее и естественно. При проведении игр - эстафет у детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому эстафеты подбираю с учетом сложности выполнения, предусматриваю смену движений, обеспечиваю их чередование с кратковременным отдыхом.
На протяжении всей игры поддерживаю интерес детей к игре, внимательно слежу за их действиями и выполнением правил, поощряю самостоятельность, инициативу, активность.
Именно игры - эстафеты дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Перед началом игры выразительно объясняю правила, специально обращая внимание детей на сигналы (зрительные - цвет флажка, ленточки; слуховые - слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д.)
Особое внимание уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе, где дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Игры-эстафеты провожу в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости от задач подбираю упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяю способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.
Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного развития двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игр, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для развития таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Для проведения большинства игр использую яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь легкий, удобный по объему, соответствует физическим возможностям детей. Для игр пользуюсь мячами разного размера и цвета.
Игры с мячом особенно любимы детьми. И чтобы научить правильно владеть мячом, я организовала в детском саду своеобразную школу мяча. Повышаю интерес к игровым упражнениям с помощью мячей разного диаметра и цвета,
одновременно обучаю их простейшим элементами баскетбола, футбола, волейбола поэтапно формирую игровые умения.
Таким образом, созданная мною предметно – развивающая среда, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач моей работы в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.
Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ показывает положительную динамику, что так же говорит о выборе правильных методов и приёмов в работе с детьми.
Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики (З. М. Богуславская, В. М. Григорьев, Ю. Ф. Змановский и др.) Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов нашего отечества.
Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М. В. Лейкина, М. М. Конторович) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И. Я. Герд, С. Т. Шацкий и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическое развитие детей.
Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций - это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.
Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на развлечениях, которые проводятся 1 раз в месяц в каждой возрастной группе во второй половине дня.
Создана картотека народных подвижных игр для каждого возраста отдельно.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
Считаю, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.
При отборе игр учитываю многие факторы:
Возраст дошкольников. Место для проведения игр. Количество участников игры. Наличие инвентаря для игр.
Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, не сюжетные и игры с элементами спорта.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой.
Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.