Августина Павлова
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием стихотворных текстов
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом развитии ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Публикация «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием стихотворных текстов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Ни в каком другом возрасте физическое развитие не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Также обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое развитие именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях определяет его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранении его здоровья. Как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей, он должен охватывать все виды детской деятельности.
Учитывая, что дошкольник познаёт мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений, и принимая во внимание огромное значение движения (двигательной деятельности) в развитии речи ребё нка я выбрала тему своей исследовательской работы: «Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
с использования стихотворных текстов».
Цель работы: разработка комплекса физкультурных занятий с использованием стихотворного текста.
Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную методическую литературу по данной теме;
2. Организовать интегрированные занятия для решения физического и речевого развития старших дошкольников;
3. Оценить эффективность разработанной методики развития физических данных старших дошкольников.
При подборе стихотворения мы обратили внимание на следующее:
1. Текст стихотворений должен быть высоко художественным;
2. Текст стихотворений должен быть с четким ритмом;
3. Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темпом физкультурного занятия, с его программной задачей;
4. Подбор стихотворных текстов должен опираться на ООП.
Объект исследования: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эффективность физического развития на основе комплекса упражнений с использованием стихотворного текста.
Гипотеза исследования. Целенаправленное, методически – продуманное введение комплекса интегрированных физкультурных занятий с использованием стихотворного текста совершенствует и активизирует деятельность детей, формирует двигательное творчество.
Теоретико-методическая база: Комплексная программа физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия); Временный республиканский стандарт образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»; Физкультурный комплекс нормативов «КЭНЧЭЭРИ» Составители: В. П. Васильева, О. А. Уржумцева, А. В. Анахина, А. Н. Матвеева, Л. И. Павлова.
Методы исследования:
Теоретические:
• анализ педагогической литературы по теме исследования;
• интерпретация литературных источников;
• обобщение;
Эмпирические:
• наблюдение;
• мониторинг;
• беседа;
• методы математической обработки данных исследования.
Этапы исследования.
1. Изучение и обобщение учебной и научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития физических качеств старших дошкольников с целью осознания актуальности проблемы данной темы.
2. Осуществление экспериментальной работы с целью выявления уровня физической подготовленности старших дошкольников.
3. Обобщение и интерпретация теоретического и практического исследования, выявление ценности проделанной работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
Теоретическая значимость, научная новизна исследования.
1. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме физического развития старших дошкольников с целью повышения уровня их физической подготовленности.
2. Разработан комплекс физкультурных занятий с использованием стихотворного текста.
Практическая значимость исследования.
1. Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня физического развития старших дошкольников.
2. Предложена система проведения физкультурных занятий по народному календарю, разработаны конспекты их проведения.
3. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию стихотворных текстов для выполнения движений.
4. Результаты экспериментального исследования дают возможность усовершенствовать процесс повышения уровня физических развитий у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.
1. Теоретические основы физического развития детей дошкольного возраста
Образовательные задачи физического развития детей дошкольного возраста – это формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, прыжки, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра, и плавая дети знакомятся со свойствами воды.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.
Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно полно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Так, каждое мышечное движение характеризуется проявлением не только силовых, но и скоростных параметров. Если же оно продолжается достаточно длительное время, следует учитывать также и третий параметр – выносливость. Физиологические факторы развития качественных сторон двигательной активности детей проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает и улучшение координации вегетативных функций.
Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функций организма детей, обусловливающих улучшение показателей силы, скорости и выносливости, принадлежит нервной системе, и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим развитием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического развития (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.
В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.
2. Средства, методы и форма работы по физическому развитию
детей дошкольного возраста в ДОО
К средствам физического развития относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Полноценное решение задач физического развития достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.
1. Объяснение
2. Пояснение
3. Указания
4. Подача команд, распоряжений, сигналов
5. Вопросы к детям
6. Образный сюжетный рассказ
7. Беседа
8. Словесная инструкция
Наглядный метод
Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
1. Наглядно - зрительные приемы:
• показ физических упражнений
• использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
• имитация (подражание)
• зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)
2. Наглядно-слуховые приемы:
• музыка, стихотворные произведения
3. Тактильно-мышечные приемы:
• непосредственная помощь воспитателя
Практический метод
Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
• Упражнения с опорой на стихотворное произведение
• повторение упражнений без изменения и с изменениями
• повторение упражнений в игровой форме
• проведение упражнений в соревновательной форме.
В системе педагогических явлений физическое развитие имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Если физическое развитие осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза (индивидуального развития организма, оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида.
Физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Оптимизация физического развития при этом идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:
• телосложение;
• основные функциональные параметры;
• развитие двигательной сферы.
Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.
3. Стихотворные тексты как средство физического развития в ДОО
Дошкольники старшего возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки, песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Особенность дошкольника - стремление подражать. Он читает преимущественно те книги, которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируется на их мнение. Поэтому у детей нужно развивать самостоятельность восприятия. Описанные возрастные особенности позволяют выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать.
Выразительное чтение инструктора вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.
Литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (петушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.).
4. Работа инструктора с родителями
Перейдем к работе инструктора с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.
-Познакомить родителей с возрастными особенностями старших дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
-Расширить их представления о детской литературе.
-Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно провести лекцию «Возрастные особенности дошкольника», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.
Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Идея сюжетного занятия в принципе не новая. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.
Физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.
Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.
По новым федеральным государственным образовательным стандартам физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, и практического применения, мы выделили для себя, один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективных, метод применения литературных текстов на физкультурных занятиях для развития физических качеств в интеграции образовательных областей (физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое) в процессе физической подготовки детей. Речевое сопровождение стихотворного текста может произноситься только взрослым, и с детьми.
Таким образом, можно сказать, что занятия по развитию физической культуры детей старшего дошкольного возраста будут более интересными и эффективными, если на физкультурных занятиях использовать стихотворные тексты.