Владимир Стрельцов
Физическая нагрузка и ее компоненты в процессе выполнения физических упражнений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая нагрузка и ее компоненты в процессе выполнения физических упражнений в ДОУ
Консультация для физруков ДОУ на городском методическом объединении
Проводится в форме круглого стола
Воспитатель по физической культуре
МБДОУ № 26 «Аленький цветочек» г. Пятигорска
Стрельцов В. П.
Выполнение упражнений воздействует на организм человека и требует от органов и систем повышенной деятельности, функционирования на более высоком уровне, нежели в состоянии покоя. Для понимания и изучения этих воздействий выделяют понятие «физическая нагрузка». Это понятие весьма сложное и многоплановое. В нашем случае, мы постараемся разобрать интересующие нас аспекты данного понятия.
Публикация «Физическая нагрузка и ее компоненты в процессе выполнения физических упражнений в ДОУ» размещена в разделах
Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упражнений на организм человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.
Рассмотрим некоторые примеры упражнений.
На силу. Например – сгибание-разгибание рук в упоре (отжимания). В данном упражнении требуется повышенное по сравнению с покоем (простым статическим упором) функционирование организма в аспекте проявления усилий: активное динамичное действие верхнего пояса и рук, статическое удержание правильной позы выпрямленного тела и ног.
Опишите пример – приседания.
На скорость. Например – бег 30 метров. При выполнении данного упражнения на скорость (на время) функционирование организма повышается до предела, по сравнению, например, со спокойным бегом трусцой.
Опишите пример – плавание.
На гибкость. Например – вставание на мост из положения лежа на спине, наклон вперед в положении стоя или сидя. Сгибаясь или прогибаясь, человек растягивает мышцы и связки, которые начинают функционировать в режиме отличном от состояния покоя. Растягивание до предела – это как бы обратная сторона сокращения мышц.
Опишите пример – сед в шпагат, махи ногой.
На координацию. Например – удержание равновесия, стоя на одной ноге. Упражнение требует повышенного функционирования нервной системы, организации внутримышечной и межмышечной координации для удержания заданной позы.
Опишите пример – подбрасывание и ловля мяча.
На работу психических процессов, например – сосредоточенность внимания. Простой пример – ходьба по гимнастической скамейке. Небольшое возвышение и доступная для ходьбы ширина скамейки все же требует повышенного функционирования психики (внимания) к процессу ходьбы для сохранения равновесия и скорости передвижения.
Опишите пример – упражнение «зеркало». Воспитатель стоит перед детьми и выполняет простые движения руками, обеими или поочередно. Дети должны повторить не ошибаясь.
Компоненты (стороны) нагрузки
Таким образом, на приведенных примерах мы видим разнообразие вариантов повышенного функционирования организма при выполнении различных упражнений. Это вызывает необходимость определения различных компонентов нагрузки ее аспектов (сторон).
Объём нагрузки.
Первым важным, общим для всех вышеприведенных примеров и других упражнений компонентом нагрузки является объем. Объем — это количественная характеристика выполнения упражнений. Выражается объем в метрах дистанции, времени выполнения упражнения, количестве повторений.
Интенсивность нагрузки
Это сложный разноплановый компонент нагрузки. Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной нервно-мышечных усилий и т. п. Из приведенных выше примеров видно, что интенсивность бывает разная. Можно выделить три вида интенсивности:
- силовую интенсивность,
- скоростную интенсивность,
- амплитудную интенсивность по гибкости.
Координационная сложность
Координационная сложность движений может быть причиной повышения нагрузки. Повышенная координационная сложность движений характерна для периода обучения новым упражнениям или при сочетании разных движений и действий, например – передвижение по ограниченной площади (скамейка, ведение мяча шагом и бегом и т. д. Из-за этого повышается интенсивность мышечных усилий, возникают непроизводительные мышечные напряжения. В целом, возрастание требований к координированию движений — важный фактор нагрузки.
Приведите собственный пример повышенной координационной сложности упражнений. (Отбивание мяча от теннисной ракетки).
Психическая напряженность
Психическая напряженность возникает под влиянием повышенных требований к сознанию и психике, моральным, волевым и физическим качествам ребенка, выполняющего упражнения. Психическая напряженность обусловлена также координационной сложностью движений, особенно в период овладения техникой.
Психическая напряженность выше при координационной сложности движений, в период овладения техникой, при недостаточно закрепленных навыках, в новых, более сложных внешних условиях.
Высокая психическая напряженность может быть и при малом количестве движений, например, при метании и бросании в цель. Здесь энерготраты относительно невысокие, а нервная нагрузка очень большая. Подобная картина характерна также для статических упражнений при удержании различных положений тела. Поэтому длительные статические упражнения не рекомендуются в дошкольном возрасте, поскольку они довольно резко и относительно незаметно повышают нагрузку.
Приведите собственный пример повышенной психической напряженности выполнения упражнений дошкольниками. (Лазанье по гимнастической лестнице).
В специальной литературе по физическому воспитанию и спортивной тренировке нет единого мнения о месте координационной сложности и психической напряженности. Бывает, что эти компоненты относят к интенсивности нагрузки. Но в то же время их выделяют как самостоятельные компоненты нагрузки. В нашем случае физического воспитания дошкольников, лучше дифференцировать эти компоненты как самостоятельные. Это позволяет выделять им особое, совершенно необходимое для физкультуры дошкольников внимание, целенаправленно использовать их при выполнении упражнений на различных этапах – обучения, закрепления и совершенствования.
Таким образом, основными компонентами нагрузки в физическом воспитании дошкольников целесообразно считать: объём, интенсивность в трех аспектах (силовую, скоростную, амплитудную, координационную сложность и психическую напряженность. Оперируя этими понятиями, нужно анализировать процесс обучения упражнениям для его большей эффективности.
Попробуем проиллюстрировать на конкретном простом примере.
Например, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, то есть – отжимания.
После показа упражнения, ребенку предлагается выполнить его самостоятельно.
Как правило, ребенок отжимается «змейкой». То есть из положения лежа, выпрямляет руки, прогибаясь в пояснице, поднимает грудь и плечевой пояс, затем толкается коленом и принимает положение упора лежа… ну – как у него получается. Обычно это или с прогибом или тазом кверху. Дальше он просто падает в положение лежа через колено-бедро-живот. При этом часто отрывает стопы от пола и просто лежит на животе, голова повернута в сторону.
Другой вариант. Из положения упор-тазом кверху, голова опущена – минимально опускается головой до пола, локти разводя в стороны, нередко руки впереди головы.
Как научить ребенка выполнять отжимания? Давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения понятия «нагрузка и ее компоненты».
Очевидно, что предлагаемое упражнение имеет нагрузку, превышающую возможности ребенка в данный момент. Необходимо привести ее в соответствие с возможностями ребенка.
Ребенку тяжело одновременно удерживать заданное положение тела и головы с движениями рук – сгибанием и разгибанием, не отводя локти в стороны более чем на 45 градусов. Это требует внутримышечной и межмышечной координации, концентрации внимания, проявления волевого усилия и мышечного усилия.
Задачи:
- Уменьшить координационную сложность,
- уменьшить интенсивность усилия,
- уменьшить психическую напряженность.
Это можно сделать, разделив упражнения на части. Две позы – упор на выпрямленных и упор на согнутых руках, и собственно сгибание-разгибание рук с малой интенсивностью усилия.
Известно, что в статическом режиме человек способен проявлять большее усилие, чем в преодолевающем. Поэтому я рекомендую детям воспринимать отжимания не как отдельное сложное действие, а как переход от позы упора на прямых руках к позе лежа на согнутых руках, пола касается только стопы, ладони, грудь.
Итак, снизили координационную сложность, разделив на части упражнение.
Интенсивность усилия снижаем, изменяя положение – отжиматься от скамейки, если не получается – от подоконника, стола и т. д. Главная задача здесь – сохранять правильное положение тела и головы, касаться скамейки или подоконника грудью. Большой выгодой отжимания от скамейки считаю невозможность опустить колено и бедро на пол.
Общее снижение координационной сложности и интенсивности позволяет ребенку легче концентрировать и удерживать внимание на положениях движениях тела, следовательно снижается и психическая напряженность внимания, что позволяет проявить где-то и волевое усилие. Оно становится доступным.
Таким образом, формируется умение отжиматься. После этого обращаем внимание на объем. Считаю, что для детей объем выполнения упражнений должен быть конечным и известным ребенку. При превышении объема – они искажают технику. Как правило, 5-10 раз вполне достаточный объем упражнения. Лучше сделать дополнительный подход.