Ольга Попретинская
Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников.
В условиях ускоренного развития цивилизации существенно возрастает роль экологического воспитания, предусматривающего расширение и углубление экологических представлений детей, развитие ценностного отношения к природе, формирование мотивов и умений экологически целесообразной деятельности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Физическое развитие, спорт
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются.
Физическая культура - составная часть общего воспитания. Основная её задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры (физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов, которые содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, воспитывают глубокое понимание значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования. Вследствие этого актуальной становится проблема определения содержания средств, методов и форм организации физкультурно-оздоровительной работы, способствующих экологическому воспитанию детей в процессе двигательной деятельности.
Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет, формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями. Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель.
Это предполагает интегрированное решение следующих основных задач.
В системе физкультурно-оздоровительной работы учреждения выделяется ряд мероприятий, способствующих экологическому воспитанию детей.
- Утренняя и коррегирующие гимнастики, воспитывающие привычку к здоровому образу жизни.
- Оздоровительный бег приобщает воспитанников к ценностям физической культуры.
- Интегрированные физкультурные занятия, формирующие творческое отношение ребёнка к миру и к себе, способствующие общению детей с природой ближайшего окружения, умению управлять своим телом.
Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом, затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, занятия завершаются либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Продолжительность и содержание занятия соответствует нормам и требованиям к организации физического воспитания дошкольников. Опыт показал, что интегрированные физкультурно-экологические занятия оказывают положительное влияние на развитие различных сторон личности ребё нка:
- расширение представлений о растительном и животном мире, природе и общественных явлениях;
- способствует формированию эмпатии, т. е. способности сопереживать другим людям, животным, растениям;
- стимулирует развитие всех психических процессов и двигательных умений и навыков.
В игровой двигательной деятельности, при условии оптимального сочетания нагрузок, воспитанники не утомляются, чувствуют себя свободно и естественно. Именно поэтому игровые методы физического воспитания в целом и игровые методы экологической направленности можно рассматривать как при родосообразные, поскольку они соответствуют природе развития детей дошкольного возраста.
Физкультурные праздники, досуги экологической направленности совершенствуют усвоенную раннее эколого-валеологическую информацию в условиях увлекательной игровой и соревновательной деятельности. Физкультурные праздники и досуги экологической тематики расширяют и систематизируют знания в области физической культуры и экологии, в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни и т. д.
На территории МКДОУ №14 создана экологическая тропинка, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную, оздоровительную функции. Объекты экологической тропы используются для интеграции образовательной деятельности.
Вывод: На практике – систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий экологической направленности способствует:
- Формированию у детей осознанного отношения к двигательной активности, в результате целенаправленного применения двигательных умений и навыков в природе, установлению экологического взаимодействия с её объектами;
- Повышению уровня физической подготовленности воспитанников на основе совершенствования двигательных умений и навыков, дающих детям возможность исследовать происходящие в природе явления в самостоятельной и организованной двигательной деятельности, обобщать накопленный материал;
- Воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни посредством накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой в процессе увлекательной физкультурной деятельности.
Т. о., физкультурно-экологическая работа, проводимая в мкдоу 14 формирует у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью, любовь и бережное отношение к природе, понимание основ экологической грамотности, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.