Стародубцев Евгений
Фитнес в детском саду: значение, задачи и специфика занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются значение, задачи и специфика занятий фитнесом с дошкольниками, основные ошибки при организации занятий с детьми и перечисляются рекомендованные виды фитнеса.
Фитнес — система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, не действует и вся система. Таким об разом, фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес — это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разного возраста, в том числе и детей.
Темочки:
Современные дошкольники активно увлекаются спортивными упражнениями, все больше приобретает популярность катание на коньках, велосипеде, самокате, что развивает силу мышц ног и корпуса, устойчивость, способность удерживать равновесие, способствует развитию ориентировки в пространстве, но недостаточно для полноценного физического развития. Сегодня дети практически не играют в подвижные игры во дворе со сверстниками, а только в детском саду и школе на уроках физкультуры. Все это при водит к ухудшению состояния здоровья, снижению умственного и физического состояния. В дошкольном возрасте ребе нок должен овладевать разнообразными движениями. Практика показывает, что у современных дошкольников хорошо развиты такие качества, как сила, скорость, способность удерживать равновесие, но при этом недостаточно развиты быстрота реакции, некоторые виды ловкости, в частности ручная, координация, слабо развиты гибкость, пластика, меткость, мелкая моторика. Стремясь развить интеллектуальные и творческие способности ребенка, многие родители, к сожалению, забывают, насколько важна физическая активность для малыша.
Средством обеспечения потребности ребенка в движении может являться детский фитнес, существенно отличающий от взрослого. В отличие от организованных физкультурных занятий, он не имеет жесткой регламентации по возрасту и выбору содержания, предполагает более разнообразные направления и широкий арсенал средств, в большей степени направлен на общее укрепление организма, нормализацию двигательной активности, под держание тонуса. Благодаря комплексности и вариативности фитнес-занятия лучше развивают способность ориентировать ся в пространстве, координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость, пластичность, внимание и быстроту реакции, регулируют психоэмоциональный баланс. Поэтому детский фитнес — не столько средство физического развития, сколько средство мотивации к оздоровлению и обеспечению потребности в движении.
Значение детского фитнеса заключается в том, что он способствует:
— повышению сопротивляемости организма;
— правильному развитию опорно-двигательного аппарата, психофизических качеств, закреплению формирующихся основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
— повышению интереса к физкультурным занятиям и формированию представлений о здоровом образе жизни.
Детский фитнес имеет ряд особенностей, которые отличают его от спортивных занятий в секции. В частности, дети крайне редко получают травмы и переутомляются, в группе отсутствует конкуренция, нет погони за результатами, нет перенапряжения как физического, так и нервно- психического, поскольку нагрузка весьма умеренная. Методика детского фитнеса основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. В детском фитнес- клубе и детском саду занятия проводятся в игровой форме, предполагают коммуникацию детей и взрослых, что способствует не только физическому развитию, но и учит общаться со сверстниками и взрослыми.
Поскольку на занятиях, организованных как «фитнес-тренировка», рационально сочетаются разные виды и формы двигательной деятельности, наблюдается и значительное повышение интереса к физкультурным занятиям. Занятия, на которые дети приходят по своему желанию, становятся не принудительной обязанностью, а интересной фор мой деятельности. В этой связи задачи детского фитнеса следующие :
— оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование пра вильной осанки, профилактику плоскостопия);
— развивать физические качества и способности: мышечную силу, подвижность различных суставов (гибкость, выносливость, скоростные, силовые качества, координационные способности, психические процессы;
— функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистую и нервную системы организма;
— создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
— способствовать развитию двигательного творчества и повышать интерес к физической культуре и спорту.
Практически каждый крупный фитнес-клуб или детский сад предлагает занятия для малышей. Среди имеющихся программ можно выбрать подходящую именно для конкретного ребенка. Занятия проводятся в малых группах, можно посещать одну группу с друзьями, родственниками и родителями. Однако инструктор или тренер, традиционно работающий с младшими школьниками, подростками, взрослыми и не имеющий специально педагогической и методической подготовки, часто совершает ошибки, препятствующие эффективности занятий, а именно:
— не учитывает закономерности формирования двигательного навыка и этапы обучения;
— при отборе содержания и средств обучения не ориентируется на возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности детей (перегружает их, либо дает слабую нагрузку);
— применяет не вполне адекватные возрасту методы и приемы, забывая о ведущем виде детской деятельности, недостаточной произвольности, особенностях внимания, памяти, требующих активного применения наглядных способов обучения;
— не соблюдает регламент занятий и технику безопасности при выполнении упражнений (есть ряд упражнений, запрещенных и ограниченных в дошкольном возрасте, о которых недостаточно подготовленные специалисты могут не знать);
— переносит методы спортивной тренировки в практику работы с дошкольниками.
Следует учитывать, что в период дошкольного детства каждый год ребенка существенно отличается от предыдущего и по возможностям, и по особенностям. В этой связи важно определить, какие из направлений фитнеса можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет, и каковы содержание и методические подходы к структурированию занятий.
В настоящее время в детских садах вводятся дополнительные развивающие занятия — это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы. Все больше появляется детских садов с бассейнами. Тем не менее основная нагрузка в плане физического развития ложится на физкультурные занятия, которые также могут включать элементы фитнеса и должны быть направлены не на подготовку спортсменов, не на спортивные достижения или соревнования, а на то, чтобы:
— удовлетворять естественную потребность ребенка в движении;
— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физическую нагрузку;
— давать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.
Содержание фитнес-занятий подбирается исходя из степени физической подготовленности и двигательной активности, которые определяются:
— индивидуально-типологическими особенностями нерв ной системы и физического развития;
— степенью самостоятельности;
— устойчивостью интересов к определенным играм;
— педагогическим воздействиям.
Важно также акцентировать внимание на особенностях нервной системы, типах телосложения детей, степени подвижности, двигательного опыта, координации.
Определение того или иного вида фитнеса для детей продиктовано доступностью упражнений для конкретной возрастной категории. Детский фитнес традиционно содержит в себе элементы спортивной и художественной гимнастики, хореографии, аэробики и даже йоги. Занятия часто проводятся с разнообразным оборудованием. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста детский фитнес не имеет столь большого арсенала в разных видах движений, как для старших дошкольников или младших школьников. Детский фитнес для малышей 3—5 лет очень простой, но не менее эффективный. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста разработаны специальные виды детской аэробики, основанной на простых шагах, поворотах, имитационных движениях, а также лого-аэробика (выполнение упражнений с произношением звуков и четверостиший, аэробика в воде с мячами, игрушками. Для детей 5—7 лет могут быть предложены аэробика со скакалкой, упражнения со степами. Учитывая возрастные особенности дошкольников, упражнений со степ-платформами должно быть органичное количество.
В комплексе не более 2—3 упражнений с использованием платформы (и необязательно это шаги, которые даются с уменьшенной дозировкой в чередовании с обычными традиционными общеразвивающими упражнениями на разные группы мышц, предлагаются упражнения партерной гимнастики, ритмики. В дошкольном возрасте мы можем говорить только об элементах фитнеса.
Таким образом, фитнес-программы, разрабатываемые для детей, должны отвечать следующим требованиям:
— учитывать возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста;
— быть доступными и разнообразными по двигательному содержанию;
— основываться на теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста;
— учитывать закономерности и этапы формирования двигательных навыков.