чупрына наталья
Фитнес для дошкольников
Чупрына Наталья Валерьевна
Инструктор по физической культуре
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новоуральского городского округа
– детский сад общеразвивающего вида «Росток»
обособленное структурное подразделение детский сад № 48 «Радуга»
Публикация «Фитнес для дошкольников» размещена в разделах
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проблема физического здоровья детей – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Многие дошкольные учреждения внедряют в свою работу различные оздоровительные программы и новейшие технологии.
Одна из таких технологий – технология степ-аэробики.
Step – в переводе с английского означает «шаг», так как на протяжении всей тренировки применяются шаговые упражнения.
Степ-аэробика была создана в 80-х годах прошлого века тренером Джин Миллер в период роста популярности аэробики и фитнеса.
Можно изготовить или приобрести для детей индивидуальные снаряды — степы.
В ходе проведения степ-аэробики движения выполняются с использованием специальной степ-платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на неё и через неё в различных направлениях. Степ-платформу можно применять не только с целью воспитания выносливости, в качестве кардиотренажёра, но и использовать для силовых тренировок.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином. Изготавливая этот снаряд, нельзя даже предположить, насколько полезным он окажется в работе с детьми.
Первый плюс — это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ-аэробики — ее оздоровительный эффект.
Степ-аэробика позволяет решать самые разнообразные оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи, в процессе решения которых создаются условия для:
1. формирования правильной осанки, укрепления костно-мышечного корсета;
2. развития координации движений;
3. укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем;
4. развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации и др).
5. развития музыкальной и двигательной памяти детей;
6. расширения двигательного опыта детей;
7. развития эстетического вкуса и интереса к занятиям.
Продумывая содержание занятий аэробикой, необходимо учитывать морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:
— рациональный подбор упражнений;
— равномерное распределение нагрузки на организм;
— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
Техника степ-аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений, правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:
• держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
• избегать перенапряжения в коленных суставах;
• избегать излишнего прогиба спины;
• не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;
• при подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
• стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
• держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
Степ-аэробика обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая тоже создает у детей хорошее настроение. Аэробика может проводиться:
— в виде полных НОД оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительность 25—35 минут);
— как часть НОД (продолжительность 10—15 минут);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
— в виде показательных выступлений детей на праздниках;
— как степ-развлечение.
Каждый комплекс упражнений состоит из трё х частей:
Подготовительная часть
- Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке.
Упражнения выполняется с небольшой амплитудой.
Аэробная часть (основная)
- Комбинации из элементов степ-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершении основной части можно включить подвижную игру.
Заключительная часть
- Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание, а так же на гибкость – выполняемые в положении сидя, лёжа, стоя.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод что, целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволяет достичь следующих результатов:
1. Укрепление здоровья:
• способствует оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
• формирует правильную осанку;
• содействует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
• развивает потребность в систематических занятий спортом.
2. Совершенствование психомоторных способностей:
• развивает двигательные качества: мышление, силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
• развивает чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать свои движения с музыкой;
• формирует навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
• развивает чувство уверенности в себе.
3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляции:
• формирует умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
• развивает чувство товарищества и взаимопомощи;
• формирует способность к коллективным движениям (синхронность).
Положение платформы:
Продольное положение платформы
Поперечное положение платформы
В степ-аэробике нет шагов на два счета — минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок.
В степ-аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.
В степ-аэробике существует два вида шагов:
• Шаги без смены лидирующей ноги. Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.
• Шаги со сменой лидирующей ноги. При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.
Шаги:
Степ-тач (step touch) - начинают обычно с приставных шагов на полу, слева направо и наоборот.
Basic step (бэйсик степ) (шаг выполняется на 4 счета) - нашагивание на степ - это самый простой базовый шаг, по сути мы просто поднимаемся на платформу и сходим с нее. Шаг одной ногой прямо на степ-платформу, шаг другой ногой прямо на степ-платформу, шаг первой ногой со степ-платформы, шаг второй ногой со степ-платформы.
Степ-ап (step-up) - нужно наступить сперва правой ногой на угол степ-платформы, а левой лишь коснуться носком. Затем левой ступить полностью, а правый носок поставить позади левой. После возвращаться на пол и чередовать ноги. При этом шаге нужно держать равновесие, так как одна упор идет на одну ногу. Нельзя перекашиваться на одну из сторон.
Шаг-колено - Правую ногу нужно поставить на степ, левую же согнуть в колене и приподнять к животу. Движения должны быть как можно более естественными и не стоит перекидываться на одну сторону и выворачивать колено. Нога направлена прямо, корпус при подъеме колено стремиться чуть вперед.
Шаг-кик (Step kick) - шаг на платформу правой ногой, левую резко выбросить вперед, имитируя удар (ногу высоко не поднимаем)
Шаг-бэк (step-back) - шаг одной ногой на степ платформу, вторую ногу за счет напряжения ягодичных мышц поднимите назад (захлест голени). Это упражнение отлично укрепляет ягодицы в движении.
Ви-степ (V-step) - шаг, который напоминает собой букву V, для этого нужно шагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголки степа. Поочередный шаг ногами на противоположные углы платформы, ноги движутся как бы по верхним углам английской буквы V.
Бейсик-овер (basic-over) - для этого нужно шагнуть правой ногой на степ платформу, левую приставить, спуститься со степа с другой стороны, повернуться к левому краю степа и повторить с другой ногой.
Мамбо - танцевальное движение - пока левая нога находится на полу, правая зашагивает на степ, делая упор и ставя точку и сразу же делая шаг с точкой назад.
Straddle (Стредл ап) (шаг выполняется на 8 счета) - шаги – ноги вместе, ноги врозь. Шаг на выполняется следующим образом: поднимаемся на степ-платформу, ставим поочередно ноги на пол с одной и с другой стороны платформы, снова поднимаемся на платформу, возвращаемся на исходную позицию.
Turn step (Тёрн степ) шаг с поворотом - стойка боком к платформе. Это тот же самый basic-step, только спускаемся со степ платформы мы не назад, а вбок. Шаг правой на платформу, шаг левой на платформу, с поворотом спиной к основному направлению (продольно платформе) стойка ноги врозь. Шагом правой назад в диагональном направлении (разворачиваясь по диагонали, шаг правой назад с платформы, приставить левую к правой (исходное положение).
Овер топ (over the top) - Шаг через платформу. Исходное положение - в продольной стойке, боком к платформе. Шаг левой в сторону стать на платформу, приставить правую. Шаг левой ногой сойти с платформы (по другую сторону, приставить правую на полупальцы к левой ноге.
Cha-cha-cha (ча-ча-ча) - шаги с переступанием с ноги на ногу, для смены ноги.