Светлана Михайлова
Фитбол-гимнастика в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, с каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки и ОДА, речи, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость детского организма различного рода заболеваниям.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. Ее успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения, в том числе и с большими гимнастическими мячами – фитболами.
Публикация «Фитбол-гимнастика в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Фитбол, в переводе с английского, означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Оздоровительное влияние фитбол-гимнастики на организм ребенка достигается в первую очередь за счет механической вибрации и амортизационной функции мяча, что приводит к улучшению обмена веществ, кровообращения позвоночника, суставов и внутренних органов. Доказано, что волны, возникающие при колебаниях мяча, передаются по всему позвоночнику к головному мозгу и вызывают положительные эмоции, избавляют от стресса и снимают напряжение.
Разнообразные упражнения с фитболами обеспечивают целенаправленное и комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Оздоровительные задачи:
1. Формировать у детей навык правильной осанки: правильная посадка на фитболе способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Упражнения с фитболами выполняются с постепенным увеличением амплитуды движений, которые повышают эластичность мышц и оказывают непосредственное влияние на воспитание гибкости, что ведет к улучшению осанки и профилактике травматизма.
2. Способствовать укреплению крупных и мелких мышечных групп туловища и конечностей: динамические упражнения на фитболах, выполняемые из разных исходных положений, позволяют направить усилия на укрепление всего мышечного аппарата ребенка.
3. Тренировать вестибулярный аппарат.
Покачивания на мячах, повороты и перевороты, изменение направления и скорости передвижения развивают способность ребенка управлять динамическим и статическим равновесием, выполнять упражнения более четко и экономно.
4. Способствовать коррекции речевых нарушений: развитие дыхания, автоматизация и дифференциация звуков, координация речи с движением, развитие чувства ритма и темпа речи, силы голоса и т. д.
5. Нормализация психоэмоционального состояния.
Различные цвета по –разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Тёплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность, усиливают возбуждение ЦНС. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.
Холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый) оказывают трофотропный (успокаивающий) эффект. Его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные.
Зелёный и желтый цвета способствуют проявлению выносливости.
Образовательные задачи:
1. Обучать детей двигательным действиям с мячом.
2. Воспитывать физические качества (сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость). Систематические занятия фитбол – гимнастикой не только формируют у дошкольников специальные двигательные умения, но и комплексно воспитывают у них физические качества.
3. Способствовать развитию и совершенствованию у детей координационных способностей и равновесия.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у дошкольников трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели, соблюдая технику безопасности и правила.
2. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
3. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса к занятиям физическими упражнениями,
формировать потребность в них.
Средства фитбол - гимнастики
- Гимнастические упражнения (общеразвивающие, музыкально-ритмические, динамические).
- Дыхательная и звуковая гимнастика, логоритмика на фитболах.
- Подвижные игры (высокой и малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты)
Общеразвивающие упражнения с фитболом –
это специально разработанные комплексы движений для всех частей тела, которые выполняются с разным мышечным напряжением, скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. В структуре комплекса мячи используются в качестве опоры, отягощения или препятствия. Они обеспечивают подготовку организма ребенка к предстоящей физической нагрузке и, как правило, включаются в начало основной части занятия.
Динамические упражнения с фитболами-
имеют имитационно-игровой характер и способствуют укреплению всего мышечного и опорно-двигательного аппарата ребенка. В эту группу входят разновидности передвижений с мячом (бег, ходьба, прыжки) и специальные упражнения, направленные на воспитание у детей физических качеств и развитие двигательных способностей. В отличии от ОРУ, при выполнении динамических упражнений не применяется счет. Дети выполняют их в индивидуальном темпе и ритме, после показа и объяснения педагогом.
При выполнении динамических упражнений с фитболами создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы рук и плечевого пояса, ног и тазовой области, туловища, а также на суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. В работе с ослабленными детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, применяются специальные динамические упражнения корригирующего и профилактического воздействия.
Дыхательная и звуковая гимнастика на фитболах-
Упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, особенно для детей с речевыми нарушениями, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, т. е. работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего дыхания, переходим к более сложному виду фонационных упражнений – звуковой гимнастике.
Упражнения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком х-х-хо, «остудить воду» (выдох со звуком ф-ф-фу). Выдох должен быть полным. Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.
Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.
Постепенно в эти упражнения включается более сложный материал, произносимый на выдохе. Начиная со звуков, упражнения переносятся на слоги, слогосочетания, слова и предложения.
Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь. Этот приём особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т. к. индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот замедлен.
Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков. Применяется готовый логопедический рифмованный материал на закрепление звуков.
Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений, необходимо постепенно уплотнять процесс выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в музыкально-ритмические комплексы.
Музыкально-ритмические упражнения с фитболами–
состоят из несложных физических упражнений, которые выполняются из разных исходных положений без пауз для отдыха с обязательным использованием музыкального сопровождения. С детьми младшего и среднего возраста при разучивании используется в основном игровой метод, основанный на выполнении имитационных движений, соответствующих содержанию музыкального произведения. Дети старшего дошкольного возраста учатся выполнять музыкально-ритмические комплексы четко и выразительно в соответствии с темпом и ритмом музыки. Это развивает способность дошкольников свободно управлять отдельными частями своего тела и перемещать их в пространстве, согласовывать движения во времени и контролировать степень их правильности.
Как сохранять у детей интерес к занятиям.
Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми- дошкольниками является принцип повторности, что объясняется их сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому, для разнообразия и заинтересованности детей, все упражнения можно объединить в единый сюжет - литературные сказки.
Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая её заранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становиться скучным и однообразным повторением. Для детей старшего возраста фитбол-сказки зашифрованы в «таблицах». Для каждой сказки есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс, где каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного закрепления.
Подвижные игры занимают ведущее место в структуре занятий фитбол- гимнастикой. Именно в подвижных играх широко используются многофункциональные свойства фитбола :
как предмета, который перемещают (прокатывают, подбрасывают, переносят); как препятствия, которое преодолевают (обегают, перелезают, перешагивают); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат; как ориентира в пространстве, который находят в меняющихся игровых ситуациях.
Регулярные, систематические занятия фитбол -гимнастикой с дошкольниками позволяют достигать следующих результатов:
Гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
Способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;
Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
Оказывает влияние на психологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой, а значит и большое желание у детей снова приходить на занятия за игрой и здоровьем!