Галина Скобина
Фитбол — больше, чем мяч! Мастер-класс для родителей
Фитбол – больше, чем мяч!
Мастер-класс для родителей.
Физическое воспитание – это то,
что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.
Креттен
Цель: передать опыт использования работы с фитболами родителям
Задачи:
• вызвать интерес к фитбол-гимнастике как инновационной здоровьесберегающей технологии;
Публикация «Фитбол — больше, чем мяч! Мастер-класс для родителей» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
• дать элементарные представления о функциональном назначении фитбола и фитбол-гимнастике как нетрадиционной форме оздоровительной работы с дошкольниками;
• развивать компетенции родителей в области физического воспитания детей
• формировать умение самостоятельного создания имитационных игровых упражнений с фитболом;
• способствовать развитию двигательного творчества участников мастер-класса;
• создать позитивный эмоциональный настрой.
Оборудование:
[/b]
Интерактивная доска, медиапрезентация, фитболы (по количеству участников, «чудесный мешочек» (2 шт., маленькие зеркальца, цветные карточки с изображением схем упражнений на обратной стороне, парные одноцветные мячики небольшого размера (цвет мячей и карточек совпадает, свисток; парные разноцветные круги с изображением лягушки, бабочки, ящерицы, паучка, (на обратной стороне одного из кругов); 2 кепки с надписями «Пупсень», «Вупсень»; 2 слюнявчика с изображением яблока; разноцветные круги в виде фитболов и мячей хопов для магнитной доски (красный, жёлтый, синий, чёрный, круг- голова гусеницы (на магните); магнитная доска, изображение полянки на листе ватмана.
Презентация.
I. Представление фитбол - технологии.
«Укрепить здоровье человека в детстве –
это значит дать ему всю полноту жизненных радостей».
В. А. Сухомлинский.
Вопрос к аудитории на экране:
Слайд 2. Что важно для сохранения и укрепления здоровья?
Участники отвечают.
Я рада, что наши мнения совпадают! И я думаю, вы согласитесь: что одно из важнейших составляющих здоровья – двигательная активность. Особенно это важно сейчас, в век компьютеризации, когда мы и наши дети проводят много времени, сидя за компьютерами, планшетами, телефонами, вследствие чего ухудшается осанка и появляется множество других проблем со здоровьем.
Исследования показывают прогрессивное ухудшение здоровья детей с каждым годом, рождение здоровых детей стало редкостью. Современные дети отличаются низким уровнем ловкости, быстроты, гибкости, а так же низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти. Я работаю инструктором по физкультуре больше 20 лет и вижу это наглядно.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных, физических проблем.
Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие технологии будут эффективны в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей?
Эти проблемы волнуют многих педагогов и неравнодушных родителей. Сегодня я приглашаю вас поговорить об особой технологии, которая поможет укрепить здоровье и развить интерес детей к физкультуре. И надеюсь, ваш интерес тоже.
Слайд 3. Что такое фитбол?
Старших дошкольников, в основном, обучают элементам футбола, волейбола, баскетбола. Но сегодня мы будем говорить об особом мяче!
Фитбол – (англ. fit – оздоровление, опора; ball – мяч) – многофункциональный тренажёр и инновационная здоровьесберегающая технология.
Мяч имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Слайд 4. Откуда фитбол пришёл.
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применил швейцарский врач – физиотерапевт для реабилитации больных с церебральным параличом. А уже в 80-х годах его американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм позвоночника.
Этот чудо – мяч приобрёл особую популярность в наше время и служит сохранению здоровья взрослых и детей. Положительное воздействие фитбола на здоровье подтверждено многочисленными исследованиями, проведёнными в США, Европе и России.
В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет. В нашей стране впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т. С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С. -Петербурга.
В дошкольных учреждениях фитбол активно стали использовать последние лет 8-10. Если охарактеризовать занятия с фитболом, можно сказать: «Весело! Эффективно! Интересно!» Легко! – не всегда! Занятия с использованием фитбол – технологии вызывают большой интерес у детей и показывают высокую эффективность.
Фитбол-гимнастика – одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного развития двигательных качеств, координации движений, укрепления и оздоровления всего организма, создаёт весёлую атмосферу и делает занятия с детьми эмоциональными и яркими.
Слайд 5. Фитбол – больше чем мяч
Схема. Функциональное использование фитбола
Фитбол может быть использован в разном качестве: как ориентир, тренажёр, отягощение, препятствие, предмет, мишень, опора, амортизатор, массажёр.
Слайд 6. Задачи Фитбол-гимнастики
Слайд 7. Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм. Схема. «Профилактико–развивающее воздействие фитбол-гимнастики на организм:
формирование и профилактика нарушения осанки
профилактика функциональных нарушений органов и систем организма
увеличение гибкости и подвижности в суставах
развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата
профилактика мышечной недостаточности
укрепление мышц брюшного пресса, рук, плечевого пояса, спины, таза, ног и свода стопы
совершенствование координации движений
нормализация работы сердца и дыхательной системы
В этом виде гимнастики снимается нагрузка на поясницу и суставы и практически отсутствует ударная нагрузка на ноги. Поэтому фитболом могут заниматься даже пожилые люди и люди с избыточным весом (дети и взрослые).
Упражнения на мячах доступны всем. Независимо от возраста и состояния здоровья – для занятий на фитболе нет противопоказаний.
Слайд 8. Фитбол-гимнастика позволяет достичь следующих результатов:
Гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
Способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;
Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
Оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой;
Слайд 9. Как правильно выбрать фитбол.
Диаметр 45 см –
для детей 3-4 лет;
Диаметр 50 см –
для детей 5-6 лет;
Диаметр 55 см –
для детей 7-8 лет
Слайд 10. Как правильно выбрать фитбол.
Схема. Посадка на мяче.
Слайд 11. Выбираем цвет мяча.
Кроме перечисленных свойств, терапевтическое влияние на организм оказывает и цвет фитболов. Жёлтый и зелёный – способствует проявлению выносливости. Холодные цвета: Синий, фиолетовый, (нежно-зелёный) – обладает релаксирующим и успокаивающим эффектом. Такие цвета выбирают дети с флегматичными чертами характера, спокойные, чуть заторможенные, инертные.
Тёплые цвета: Красный – усиливает возбуждение ЦНС, повышает активность, иммунитет. Его выбирают дети с холерическими чертами. Оранжевый – (тоже) рекомендуется при плохой работе почек, гормональном дисбалансе и чувстве внутреннего дискомфорта.
С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Кроме того некоторые мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.
Фитбол-гимнастика – единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный здоровьесберегающий эффект.
Фитболы вносят игровой момент в образовательную деятельность, создают эмоциональный подъём, позволяют разнообразить всю физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении.
Как видите, плюсов в упражнениях на фитболах очень много. И я думаю, что вы сами сегодня на практике сможете убедиться в этом. Принципы работы с детьми при обучении фитбол-гимнастике традиционные.
Слайд 12. Классификация гимнастических упражнений в фитбол-гимнастике. Схема.
Слайд 13. Золотые правила фитбол-гимнастики.
Приступая к занятиям, необходимо соблюдать «золотые правила» фитбол-гимнастики.
1. Подбирать мяч по росту ребёнка (взрослого, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Голова приподнята, плечи опущены и разведены, ровное положение позвоночника и подтянутый живот. Для устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
2. Перед занятием следует убедиться, что рядом отсутствуют острые предметы, которые могут повредить мяч, а так же чтобы рядом не было предметов мебели, зеркал о которые ребёнок может пораниться, качнувшись или упав с мяча.
3. Одежда должна быть удобной, не мешающей движениям, обувь не скользкой.
4. Начинать с простых упражнений (в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка) и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль и дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.
7. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке детей.
8. Для создания положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения можно использовать музыкальное сопровождение.
9. Можно с выполнением физических упражнений совершенствовать культуру речи, правильное произношение и другие логопедические задания.
10. Упражнения с мячами с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парах, подвижных играх, командных соревнованиях. Дома – с родителями в паре или другими членами семьи.
Слайд 14 - 28. Фотоколлаж – упражнения, игры, танцы, сказки.
В ДОУ фитбол применяется в освоении ОВД и ОРУ, в сочетании с дыхательными упражнениями, на праздниках и досугах, в подвижных играх, эстафетах.
Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Учитывая это, специально для дошкольников разработаны методики занятий с фитболами в разнообразных формах: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и т. д. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки и проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
В начале осваиваются статические упражнения. Это задания на освоение ребёнком исходных положений и различные игры типа «Замри!»: «Кто дольше простоит!», «Кто самый выносливый!», «Самый сильный!» …
Как только ребёнок освоит простейшие манипуляции с мячом, вводятся ритмические упражнения с речью. Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмом речи.
Необходимо помнить, что чем меньше ребёнок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритме слова, а не слога.
Ребёнок приучается выполнять задания в определённом ритме, координируя речь и движение. Этот приём особенно важен для детей с речевыми расстройствами. Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, на повышение обмена веществ необходимо постепенно сокращать паузы между упражнениями, превращая их в музыкально-ритмические комплексы (танцы).
Слайд 30 – 34. Фитбол в вашем доме. Всей семьёй на тренировку. Тренируйтесь, не выходя из дома. Фитбол – средство оздоровления.
Фотоколлаж.
II. Групповая и самостоятельная практическая работа.
Вводная часть
Инструктор: Приветствую вас, дорогие друзья, уважаемые родители, в нашем спортивном зале! Кто желает быть активным участником всех действий, прошу взять мячи и образовать большой круг. Садитесь удобнее. Наверное, каждый из нас в детстве мечтал найти клад или владеть сокровищем. У меня есть чудесный предмет, который может показать вам настоящее сокровище. Хотите узнать, что это? (снимает накидку с зеркала и проходит по кругу). Взгляните в зеркало - самое дорогое, что есть на свете – это? …. Участники отвечают.
Молодцы! Самое дорогое – это вы сами. Улыбнитесь самим себе, погладьте себя по голове и скажите: «Я красивая, я замечательная!» Мы сами, наше здоровье и здоровье наших детей и есть самое большое сокровище!
А одна из главных составляющих здоровья? …. Правильно – двигательная активность.
Ну, что ж, давайте подвигаемся!
Я предлагаю вам на практике опробовать некоторые упражнения с фитболом.
Инструктор демонстрирует приёмы работы с детьми: комментируемый показ с групповой отработкой некоторых вариантов использования фитбола: как опоры, предмета, амортизатора.
Упражнения в парах
«Моделирование»
Инструктор показывает участникам «чудесный мешочек» или поднос закрытый салфеткой: в (на) нём находятся 8 пар разноцветных мячиков. На столе разложены цветные карточки с упражнениями. Участники берут по 1 мячику. Объединяются в пары, берут со стола карточку того же цвета, что и мячики, начинают самостоятельно выполнять по ней упражнения.
Вариант для творческого воображения: придумать упражнения самим.
1 Приседание в парах
И. п. : стоя лицом к мячу. 1-2 – присесть. Прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; 3-4 – встать, руки в стороны.
2 Мяч друг другу
И. п. : стоя лицом друг к другу. Перебрасывание мяча в парах. Прокатывание фитбола по полу.
3 Мяч друг другу
И. п. : стоя лицом друг к другу. Прокатывание фитбола по полу.
4 Повернись и передай
И. п. : стоя на расстоянии шага, спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, фитбол у впередистоящего. Повернуться по команде в одну сторону (заданный ориентир, передать фитбол партнёру, вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить упражнение несколько раз.
5 Мяч над головой
И. п. : стоя на расстоянии шага, спиной друг к другу, ноги на ширине плеч.
Передача мяча над головой друг другу и опускание вниз.
6 Опираясь руками о фитбол, по очереди перепрыгнуть через него.
7 Мяч между спинами партнёров.
Приседание. Передвижение.
8 Мяч между животами партнёров
Боковой галоп. Танец. Ходьба.
По свистку пары меняются (выполняют другое упражнение).
Инструктор. – Вы хорошо справились с упражнениями! Как вы считаете, какие методы и приёмы являются наиболее подходящими в работе с дошкольниками и вызывают наибольший интерес у детей?
(Что дети любят больше всего делать)
Участники. - Игровые.
Инструктор. – Действительно, дети больше всего любят играть, и различные игры с фитболами вызывают у них большой интерес и массу положительных эмоций, что благотворно сказывается на здоровье. А для развития фантазии и двигательного творчества важно использовать имитационные игры-упражнения: птица, бабочка, змея, паук и т. д.
А что же ещё кроме игр, больше всего любят наши дети?
Участники. Сказки.
Инструктор. – Думаю, сказки любят не только дети. Предлагаю вам поучаствовать в сочинении сказки, но не простой, а физкультурно-оздоровительной! Это будет сказка о фитболике и его друзьях.
"Сказка о фитболике и его друзьях!"
Слышишь, сказка в дверь стучится!
Ты скорей её впусти,
Потому со сказкой этой
Нам к здоровью по пути!
Я начну рассказывать, а потом мы все продолжим. Итак, начинаем.
Разминка танцевальная по кругу: «Весёлые путешественники»
Вот мы и в сказке.
Жил-был весёлый разноцветный мячик, звали его Фитболик. Скучно было фитболику одному, не было у него друзей. И ещё одна беда случилась: злая волшебница заколдовала его, и он разучился прыгать. Вот однажды Фитболик отправился искать друзей. Он старательно преодолевал все препятствия, которые встречались ему на пути. И вдруг вдалеке он услышал голоса, побежал на весёлый смех, но путь ему преградил ручеёк. Он остановился, стал кричать, очень хотел, чтобы его заметили, но резвившиеся на том берегу разноцветные мячики его не слышали. И Фитболику так сильно захотелось с ними поиграть, что он собрал все силы и перепрыгнул через ручеёк. Как только Фитболик приземлился на другом берегу ручейка, к нему прискакали такие же, как он, мячики (Фит, Бол, Лик) и стали его друзьями. К Фитболику вернулся волшебный дар прыжков!
А теперь, чтобы продолжить сказку, мне нужна ваша помощь. Я предлагаю вам объединиться в пары.
Имитационная игра в парах.
[/b]
Участники берут парные карточки. На обратной стороне одной из каждой пары – изображение животного (лягушка, бабочка, ящерица, паучок). Инструктор предлагает паре придумать с использованием фитбола имитационное движение персонажа по карточке. На задание даётся ограниченное время. По сигналу пары завершают работу.
Инструктор. – Готовы к продолжению сказки? Итак … Запрыгал Фитболик со своими друзьями и вдруг увидел, как на цветок села прекрасная бабочка.
Пара участников показывает упражнение «бабочка». Инструктор показывает свой вариант упражнения.
Упражнение «Бабочка»
Инструктор. - Подул лёгкий ветерок, бабочка вспорхнула и улетела. Тут к фитболику и его друзьям подползла ящерка и попросила вернуть ей хвост, на который случайно наступил мальчишка.
Пара участников показывает упражнение «ящерица на камне». Инструктор показывает свой вариант упражнения.
Упражнение «Ящерица»
Инструктор. – И только Фитболик помог ящерице, как услышал весёлое кваканье лягушки.
Пара участников показывает упражнение «Лягушка». Инструктор показывает свой вариант упражнения.
Упражнение «Лягушка»
Инструктор. – Послушали друзья весёлую лягушку и уже хотели скакать дальше, но вдруг откуда-то сверху к ним спустился на паутинке маленький шустрый паучок.
Пара участников показывает упражнение «Паучок». Инструктор показывает свой вариант упражнения.
Упражнение «Паучок»
Инструктор. – Интересная у нас сказка получается! Но это ещё не конец. А завершить нашу сказку я предлагаю так.
Поскакали друзья дальше и повстречали двух гусениц, ползущих по тропинке. Но сказка - то наша физкультурная, и гусеницы оказались невероятно шустрыми, проворными и любопытными, прямо как Пупсень и Вупсень, персонажи из мультфильма «Лунтик». А чтобы их показать, мне опять понадобиться ваша помощь.
Игра – эстафета
«Быстрая гусеница»
Участники делятся на две команды. Строятся в колонны. Каждая команда – «гусеница»: игроки удерживают между собой фитболы, прижимаясь, друг к другу. По команде игроки начинают движение. Выигрывает команда, быстрее дошедшая до ориентира, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.
На капитанов команд можно одеть слюнявчики и кепочки с названиями «Пупсень» и «Вупсень» или дать мячи с рожками.
Инструктор. – А закончилась наша сказка так: встретились все друзья на волшебной полянке Здоровья и хорошего настроения.
Инструктор показывает на экране слайд с изображением полянки и всех героев сказки.
Полянка была очень красивая! Кругом пели прекрасные птицы. А воробьи устроили настоящую дискотеку. Друзьям так тут понравилось, что они весело и радостно присоединились к птичьему танцу.
«Воробьиная дискотека»
[/b]
Лечебно Профилактический Танец на мячах.
Инструктор. – Вот и закончилась наша сказка. Думаю, вы убедились, какое увлекательное занятие – фитбол-гимнастика, а самое главное – испытали положительные эмоции и радость движения и творчества. Я считаю, что именно это – один из самых главных развивающих эффектов фитбола. Аплодисменты нашим артистам и спортсменам!
Упражнение – рефлексия «Гусеница интереса и настроения»
Инструктор. Завершая нашу встречу, я предлагаю вам, уважаемые родители, проанализировать своё эмоциональное состояние, интерес к теме и выразить его с помощью цветовых маркеров.
На слайде расшифровка:
Красный – всё понравилось, хочу узнать больше, хочу использовать для себя и своей семьи.
Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно.
Синий – понравилось, но есть спорные вопросы.
Чёрный – идеи не заинтересовали.
Предлагаю вам взять изображение мяча того цвета, который отражает ваше отношение к данной теме и выложить из них гусеницу интереса, которая тянется к солнцу, как мы с вами к здоровому образу жизни.
Инструктор завершает изображение своим кругом (с рожками и глазками, благодарит всех за сотрудничество.
На экране слайд с изображением гусеницы и солнца с надписью «Здоровый образ жизни».
Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и, в конце концов, становится прекрасной бабочкой.
На слайде изображение гусеницы сменяется изображением бабочки.
Так и мы, педагоги и родители, не всегда быстро, но верно идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы на своём пути. Чтоб наши мысли и дела, наши старания превратились в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше.
На слайде – ребёнок выпускает из рук бабочку.
Лягушка
Квакали лягушки:
Песенку свою
Я с моей подружкой
Тоже подпою.
Красота на озере,
Лилии цветут,
В лягушачьей опере
Сто певцов поют. И. п. : лёжа на мяче на животе, обхватив мяч ногами, руки на полу.
Толчками рук и ног поочерёдно делать перекаты вперёд – назад.
Сидя на полу, ноги «бабочкой», мяч на разведённых ногах. Руки в упоре сзади. Держать спину и работать бёдрами, сжимая и отпуская мяч или покачивая бёдрами вверх – вниз.
Бабочка
Бабочка летает
Летом на ветру
Бабочка играет
С солнышком в саду.
За бабочкой капризной
Мне не уследить.
Крыльев жест волшебный
Мне не повторить.
И. п. : Сидя на мяче, руки, согнутые в локтевых суставах, поднять вертикально вверх – «крылья».
Сведение и разведение предплечий перед грудью, касаясь ладонями друг друга.
Паучок
Паучок в углу сидит.
Из угла на мух глядит.
Ожидая ужина,
Доплетает кружево.
И. п. : Сидя на мяче, руки опущены.
Несколько шагов вперёд и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, руки свободно опустить в стороны, вернуться в и. п.
Повторить.
Ящерица
Ящерица, не тужи,
Где пропал твой хвост, скажи,
Мы тебя жалеем,
Обижать не смеем.
Лёжа на спине, вытянутые ноги на мяче
На первую строчку: приподнять таз
На вторую строчку: опустить таз.
На третью: прокатить мяч к ягодицам стопами. На четвёртую: вернуться в и. п.
Повторить.