Наталья Панкеева
Финансовая грамотность дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать +Заказ
1 слайд:
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации, дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой Федеральной образовательной программе.
Помимо всех образовательных областей, изменения, конечно, затронули и воспитание финансовой грамотности в детских садах.
Публикация «Финансовая грамотность дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
Согласно «П. 18.6 П. 18» федеральной образовательной программы дошкольного образования … развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития.
В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:
знакомить детей с элементарными экономическими знаниями,
формировать первоначальные представления о финансовой грамотности;
Грамотность в сфере финансов также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному».
Я работаю в группе среднего дошкольного возраста, и обратила внимание на то, что детей стали интересовать вопросы, связанные с деньгами и финансами.
Учитывая собственный предыдущий опыт, я решила продолжить работу по экономическому воспитанию детей.
Для того, чтобы работа велась последовательно и в системе, на организационном этапе мною была изучена новая литература и опыт работы коллег по данному вопросу.
(2-ой слайд – литература).
Для реализации экономического воспитания дошкольников в средней группе мною был разработан проект : «Дошкольник в мире экономики»
Проведен подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
(СЛАЙД 3 диагностика)
Результаты диагностики по экономическим понятиям привели меня к выводу, что знания детей в этой области требуют развития и совершенствования.
При подготовке проекта использовала диагностический материал автора Г,П, Поварнициной, Ю. А. Киселёвой «Финансовая грамотность дошкольников».
(Слайд 4 цель и задачи)
Цель реализации проекта: знакомить детей с элементарными экономическими знаниями.
Цель запланировала достичь через решение следующих задач:
- Развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое.
- Воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчётливость, честность, щедрость и другие).
- Развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
(5 слайд план)
Мною был разработан перспективный план.
Срок реализации проекта: 3 месяца (Январь, февраль, март).
Работа велась во второй половине дня, два раза в неделю (вторник, четверг).
(6 СЛАЙД оснащение уголка)
В группе создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребёнку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование…
Оборудован уголок «Юные экономисты», в котором живет Муха Цокотуха, которая любит присылать детям различные задания и создавать проблемные ситуации.
(7 Слайд игры)
Разработаны настольно-печатные игры и дидактические игры:
«Хочу и надо» (познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями,
«Не ошибись» (закреплять знания о последовательности процесса покупки товара, устанавливать логическую цепочку действий)
«Учимся экономить» (формирование умения у детей представления о том, как экономить деньги)
«Супермаркет» (расширять представления о разновидности товаров, для чего нужны деньги)
«Разложи продукты» (учить объединять товары по общим признакам)
(8 слайд пособия)
Изготовлены различные дидактические пособия. «Кубики Блума» (расширить знания детей по финансовой грамотности, развивать логическое мышление)
«Пазлы вертушки» (повысить интерес к получению экономических знаний,
«Круги Луллия» (способствовать формированию предпосылок финансовой грамотности, развивать познавательную активность)
(9 слайд картотеки)
Создана картотека сказок, загадок, пословиц, поговорок.
(10 слайд литература)
Подобрана художественная литература по теме.
(11 слайд словарик)
Разработан игровой экономический словарик «Копейка рубль бережёт» (пополнить словарь детей новыми словами, обозначающие экономические явления.)
(12 слайд лэпбук)
Обновила и усовершенствовала Лэпбук «Дошкольник в мире экономики», в который вошли пособия:
- лото
-Дидактические игры
- раскраски
- пазлы и т. д.
(13 слайд формы работы, 14 слайд)
В своей работе использовала различные формы работы с детьми :
- беседа, обсуждения, дискуссии
- чтение художественной литературы,рассматривание плакатов, энциклопедий
- игровые ситуации, решение проблемных ситуаций
- сюжетно-ролевая игра
- экскурсии
- продуктивная деятельность
(15 слайд С/Р игры)
Реализация знаний по освоению финансовой грамотности происходила при организации сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Аптека», «Супермаркет» и другие. Дети знакомились с новыми понятиями.
(Совместно с детьми изготовили атрибуты для игр (кошельки).
К концу реализации проекта сюжетно ролевые игры будут усложнены. Планируем поиграть в «Туристическое агентство», «Банк».
Знакомство детей с потребностями происходит в процессе занятий, большое внимание уделяла таким темам, как «Труд – продукт – стоимость» и «Деньги».
(Слайд 16 экскурсии)
Дети знакомились с профессиями ( традиционными и новыми:фармацевт, дизайнер, менеджер, шахтер, кондитер и др., были организованы экскурсии по детскому саду и за его пределами,
старалась донести до их сознания, что нет плохих и хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Итоговое мероприятие: создание фотоальбома «Профессии родителей) (сбор фото продолжаем)
На конец февраля запланировано занятие «Предприятия нашего города», целью которой является: сформировать у детей представление о предприятиях города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.
Планируется занятие «Путешествие в страну Экономия».
Цель: беречь ресурсы страны (воду и электричество).
Свой первый экономический опыт ребёнок получает в семье. Поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями).
С целью выявления уровня педагогической грамотности родителей было проведено анкетирование по теме «Экономическое воспитание дошкольников», которое позволило сделать вывод, что у большинства родителей наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности.
Для выявления интересов и потребностей родителей, установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми проводились личные беседы, работала «Почта доверия». Учет мнения и запросов родителей показали, что в основном они признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.
Были в доступной и наглядной форме разработаны информационно-просветительские материалы по приобщению детей к миру финансов.
Данные материалы включали в себя памятки, стендовую информацию, консультации и рекомендации родителям по использованию интернет-ресурсов.
С целью повышения компетентности и финансовой грамотности родителей были проведены родительские собрания, организованы разнообразные практические мероприятия: занимательные мастер-классы, семинары-практикумы, увлекательные квиз – игры (интеллектуальные командные викторины).
Родители приняли активное участие в изготовлении дидактических пособий и игр, в создании лэпбуков по финансовой грамотности.
Одной из наиболее интересных и эффективных форм взаимодействия с родителями стали маршруты выходного дня. Образовательные маршруты в отделение коммерческого банка, в отделение связи и супермаркет позволили сформировать представление о функциях банкоматов, а также правильное покупательское поведение - умение выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.
В результате проекта был создан «букроссинг» .
18 Слайд
Предполагаемые результаты:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (Деньги, цена, товар и пр.)
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Получить представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьёй или приобретения необходимых вещей.
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
В дальнейшем я планирую продолжать работать в данном направлении.
(СЛАЙД 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ)