Лариса Дзусова
Проект по формированию финансовой грамотности «Что такое деньги?»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить своим детям следующие финансовые вопросы : Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности „Что такое деньги?“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участки детского сада, а также складывается первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями : деньги, труд, товар, цена – и этическими: честность, щедрость, экономичность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля – продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Предпосылкой для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним.
Другой предпосылкой является становление и развитие способности к децинтрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально – коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье – реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. – представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических.
Данный проект разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС, парциальной программы Т. П. Епанешниковой «Дошкольник в мире экономики», Т. А. Шорыгиной «Беседы об экономике» (методическое пособие). А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику», парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников».
Цель проекта : помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Задачи:
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
рационально оценивать способы и средства желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Программа состоит из трех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама».
Этапы реализации проекта :
1 этап – Организационный
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический
Реализация проектных мероприятий (тематическое планирование)
3 этап — Заключительный
Итоговое мероприятие «Первый детский экономический форум», защита проекта «Дошкольная профориентация».
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, а также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы :
беседа, обсуждение, дискуссия
просмотр презентации, мультфильма
чтение художественной литературы
игровые ситуации
решение проблемных ситуаций
рассматривание картин
сюжетно-ролевая игра
продуктивная деятельность
экскурсия
благотворительные акции
экономический форум
участие в дистанционных научно — практических конференциях
создание электронной базы данных и регистрация в социальных сетях по обмену опытом
Предполагаемый результат
В результате проектной деятельности дети :
адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет – магазин;
знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
понимают суть процесса обмена валюты (например в путешествии);
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, бизнесмен, фермер, программист, модельер и т. д.);
знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.