наталья Высоцкая
Финансирование бюджетных учреждений сферы дошкольного образования на примере ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет дополнительного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дополнительная профессиональная образовательная программа
«Менеджмент в образовании»
Публикация «Финансирование бюджетных учреждений сферы дошкольного образования на примере ДОУ» размещена в разделах
Тема: «Финансирование бюджетных учреждений сферы дошкольного образования на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида»
Выполнили:
слушатель 2 курса ФДО
«Менеджмент в образовании»
Высоцкая Наталья Николаевна
Научный руководитель:
канд. эк. наук, доцент
Суворов В. В.
Орехово-Зуево
2016
Оглавление
Введение…3
Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
1.1. Нормативная база функционирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования….….6
1.2. Финансирование образования….…. 10
1.3. Общая характеристика сферы образования…. 25
Глава 2. Анализ финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере МБДОУ детский сад № 62 комбинированного вида)
2.1. Характеристика деятельности бюджетной организации МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида….….35
2.2 Планирование расходов учреждения…. …. 42
2.3 Анализ финансирования МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида….….43
3. Рекомендации по совершенствованию финансирования бюджетной организации МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида…. 51
Заключение…. …. 54
Список литературы…. ….56
Введение
Система дошкольного образования по сложности решаемых задач и масштабам своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов представляет собой значимую социальную отрасль национальной экономики любого современного государства. Проблема финансирования системы дошкольного образования относится к наиболее актуальным проблемам, она не имеет для своего решения готовых рецептов и осложняется целым рядом обстоятельств, причем одним из главным факторов стало резкое расслоение общества по уровню доходов. Простое повышение родительской платы, вне связи с уровнем доходов семьи, может привести к оттоку детей из дошкольных учреждений в конечном итоге вновь породит проблемы, для решения которых в свое время создавалась система дошкольного образования. Заниженное финансирование дошкольных учреждений в совокупности с отсутствием адекватных ситуации управленческих решений резко снижают качество содержания детей, вынуждают руководителей детских садов самостоятельно изыскивать способы решения финансовых проблем. В отдельных детских садах, как показывают проверки прокуратуры, эти способы сводятся к «добровольно-принудительным» сборам дополнительных средств с родителей, что вызывает многочисленные жалобы, нарекания и конфликты. И эта практика имеет тенденцию к распространению. Очевидно, что проблема назрела и требует соответствующего управленческого разрешения.
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.
Цель исследования изучить особенности финансирования бюджетных организаций сферы дошкольного образования. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.
2. Дать характеристику деятельности дошкольного учреждения на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада№ 62 комбинированного вида.
3. Провести анализ утвержденного и фактического использования финансирования деятельности дошкольного учреждения за 2014г.
4. Изучить современные проблемы и перспективы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.
5. Дать рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида.
Объектом исследования в работе выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида.
Предметом исследования в работе является финансовые отношения, связанные с изучением особенностей финансирования дошкольного образовательного учреждения. Временной период исследования – деятельность учреждения детского сада № 62 комбинированного вида за 2015 г.
Для написания работы были использованы следующие методы: метод логического анализа, метод статистического анализа, экономико - математические методы, метод графического анализа и др.
Методической основой для написания работы явились следующие группы информационных источников: нормативные документы; учебная литература; материалы периодических изданий; электронные ресурсы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в финансовой деятельности дошкольного образовательного учреждения (на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида за 2015г.).
Теоретическая часть работы может быть рекомендована специалистам и студентам, изучающих дисциплины «Финансы бюджетных организаций», «Бюджетную систему», «Финансы» и т. д. поскольку в теоретической части раскрыты экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования. Практическая часть работы может быть рекомендована руководству учреждения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида, так как в данной части проведен анализ финансирования и даны рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности учреждения.
В главе 1 показаны экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.
В главе 2 проведен анализ финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида.
В главе 3 даны рекомендации по совершенствованию финансирования бюджетной организации МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида.
Работа представлена на 58 страницах, включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы, состоящий из 22 источников. Для наглядности изложения материала в работе представлено 2 таблицы.
Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
1.1. Нормативная база функционирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
Образование по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека. Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в детском саду, школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия,
В процессе формирования нормативной основы функционирования дошкольного учреждения каждый руководитель в своей управленческой деятельности должен руководствоваться следующими документами организационной направленности:
1) решением вышестоящих организаций о создании дошкольного образовательного учреждения (приказ);
2) договором между Учредителем и образовательным учреждением (ст. 11 Закона «Об образовании» №194-ФЗ);
3) свидетельством о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения;
4) уставом учреждения (ст. 13 Закона РФ «Об образовании» №194-ФЗ);
5) свидетельством о государственной регистрации (ст. 12 Закона РФ «Об образовании» №194-ФЗ, Федеральный закон «О государственной регистрации» №129-ФЗ);
6) лицензией на правоведения образовательной деятельности;
7) контрактом и свидетельством на право оперативного управления земельным участком и зданием (ст. 48, 51 ГК РФ);
8) свидетельством о присвоении ИНН (ст. 19 НК РФ);
9) свидетельством о регистрации территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ (ПРФ, Фонда социального страхования РФ (ФСС).
Правовой статус современного дошкольного образовательного учреждения определяют такие факторы, как:
наличие прав юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, т. е. статус, подтвержденный документально свидетельством о государственной регистрации;
наличие права на ведение образовательной деятельности;
прохождения лицензирования, государственной аккредитации и аттестации.
Чтобы получить право осуществлять свои функции, дошкольное образовательное учреждение должно пройти регистрацию уполномоченным органом. Процедура регистрации предоставляет право дошкольному образовательному учреждению статус юридического лица, необходимый для ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс, предусмотренный Уставом ДОУ.
В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка локальных документов и их оформление является одним из аспектов управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Локальные акты юридически обеспечивают упорядоченность всей деятельности учреждения, придают юридическую силу органам самоуправления и дают возможность развитию Управляющего коллектива.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ руководитель вправе принимать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции, которые не противоречат законам или иным нормативно-правовым актам. Любой локальный нормативный акт, принимаемый в учреждении, подлежит правовой экспертизе.
При подготовке локальных актов соблюдаются требования, обеспечивающие юридическую силу документов. Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:
его компетенцией и функциями;
кругом управленческих действий;
порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)
характером взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и другими организациями.
Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.
В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.
Государственная политика в области образования отражена в ряде правовых документов, действующих на территории Российской Федерации. К ним относят:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ;
Семейный кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и другие, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории государства в отличие от нормативных актов субъектов, которые применяются только на их территории. Например : «Закон Красноярского края о защите прав ребенка»
Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность: Устав; договор с Учредителем; приказы и распоряжения заведующего; Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор; Положение о премировании, надбавках и доплатах; трудовой договор; договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями); Положение о Попечительском совете; Инструкция об охране жизни и здоровья детей;
штатное расписание; графики работ сотрудников; планы работ учреждения.