Елена Бритвина
Информация для родителей по изменениям в образовательной программе для дошкольников «ФГОС доо для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация для родителей по изменениям в образовательной программе для дошкольников.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования
И направленно на формирование:
общей культуры;
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности;
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Для обеспечения:
единства образовательного процесса РФ;
Публикация «Информация для родителей по изменениям в образовательной программе для дошкольников „ФГОС доо для родителей“» размещена в разделах
преемственности основных образовательных программ всех уровней образования;
вариативности содержания образовательных программ; государственных гарантий уровня и качества образования, накаждомуровнеобразованияразработаны ФГОС (федеральные образовательные стандарты).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступил в силу 01 января 2014 года – и является новым документом для сферы дошкольного образования.
Стандарт разработан на основе :
Конституции Российской Федерации Законодательства Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка.
Вобрал в себя три основных научных подхода:
Культурно-исторический Личностный подход Деятельностный подход.
Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе, которых разработан ФГОС ДО
Основные принципы дошкольного образования
1
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства.
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Обогащение (амплификация) детского развития.
2
Личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия всех участников педагогического (образовательного) процесса в ДОО.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательного процесса. сотрудничество ДОУ с семьей, учет этнокультурной ситуации.
3
Уважение личности ребенка.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.
- Поддержка инициативы детей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам; - Формирование познавательных интересов и познавательных действий;
- Возрастная адекватность дошкольного образования.
РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ОБРАЗОВАНИЯ)
Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны
с процессами эмоционально- положительной направленности в
общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе
с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств ее реализации
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей в возрастные периоды
«Ведущая деятельность – деятельность, которая на данном этапе психического развития оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка». (Н. А. Леонтьев)
Возраст ребенка
Ведущая деятельность
Социальная ситуация развития
0 – 1 год
Эмоциональное общение ребенка
со взрослым
Освоение норм отношений между людьми (без речи)
1 – 3 года
Предметная деятельность
Усвоение способов деятельности с предметами
3 – 6 (7) лет
Игра
Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. Освоение речи.
6 (7)
– 10 (11) лет
Учебная деятельность
Освоение знаний, развитие интеллектуально- познавательной деятельности.
К структуре программы - Обязательным условием для реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является наличие в учреждении или организации образовательной программы дошкольного образования. Такая программа, в соответствии с п. 2.5 ФГОС ДО, «разрабатывается и утверждается ОО самостоятельно в соответствие с настоящим Стандартом и с учетом Примерных основных образовательных программ с грифом о прохождении экспертизы.
К условиям – психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, предметно-пространственной среды.
К результатам освоения программы – которые представлены – целевыми ориентирами.
ТРЕБОВАНИЯ кструктуреобразовательнойпрограммы дошкольного образования
Программа направлена на :
создание условий развития ребенка, открывающих ему возможности. создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4. ФГОС ДО).
Организация сама определяет:
продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп.
В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток,
в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации (п. 2.5. ФГОС ДО).
Направления развития и образования детей / образовательные области
1). Социально-коммуникативное развитие 2). Познавательное развитие
3). Речевое развитие
4). Художественно-эстетическое развитие
5). Физическое развитие
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от :
возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
Социальная ситуация развития Образовательная среда
• Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; • Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
• Способствует профессиональному развитию педагогов;
• Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
Взаимодействие с родителям (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5 ФГОС ДО).
1. Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей
П. 3.2.5 ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия.
2. Поддержкаиндивидуальностииинициативыдетей.
3. Установлениеправилвзаимодействиявразныхситуациях.
4. Построениевариативногоразвивающегообразования.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
ТРЕБОВАНИЯ к результатам
освоения основной общеобразовательной программы (ООП)
дошкольного образования (ДО) в виде целевых ориентирах дошкольного образования
Специфика дошкольного детства, а также особенности дошкольного образования. делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений (п. 4.1. ФГОС ДО).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
В младенческом и раннем На этапе завершения дошкольного возрасте образования
СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЮ рабочей группы по разработке ФГОС ДО
Александру Григорьевичу Асмолову - доктору психологических наук, профессору, академику РАО.
- Основная миссия ФГОС дошкольного образования : становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».
АлександрГригорьевич Асмоловорисках:
Сведение детства к подготовке ребенка к школе – это неоправданный риск. Не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Детство – это самоценный этап жизни человека.
Поэтому недопустимо сведение программ дошкольного детства к школьным программам – это может уничтожить мотивацию ребенка к творчеству, к познанию.
Ключевая особенность дошкольного детства – это приобщение ребенка к ценностям культуры, которое происходит через игру.
«Детский сад – особый микромир, пространство счастливого окружения».
Д. С. Лихачёв
Ресурсы:
1). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
2). Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. Ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.