Ирина
Сценарий фестиваля карельских народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Беломорского муниципального
района «Беломорский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Фестиваль
Карельских народных игр
Инструктор по физической культуре
Геккина И. Н.
Игра – основной вид деятельности дошкольников, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, снятии напряжения, развитие у детей определенных умений и навыков.
Публикация «Сценарий фестиваля карельских народных игр» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Карелия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Народная игра – исторически сложившийся вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служат средством самопознания, в них проявляются лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка. Они влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребенка.
С помощью подвижных игр дети могут узнать о быте, нравах и обычаях жителей республики Карелия. Поэтому в нашем детском саду ежегодно проходит фестиваль карельских народных игр для детей 5 – 7 лет.
Цель: Знакомство с традициями и обычаями народов республики Карелия.
Задачи:
- вызвать интерес к карельским народным играм, желание играть в них;
- упражнять в выполнении основных движений через игровые задания;
- доставлять детям удовольствие;
- воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила игры.
Предварительная работа: беседа о народных играх; выбор и разучивание игр.
Оборудование: музыкальное сопровождение, флаг Российской Федерации, флаг республики Карелия; платок, мяч для игр.
Под музыкальное сопровождение дети входят в спортивный зал и встают полукругом.
Инструктор. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Рада видеть вас у себя в гостях. Будем с вами мы сегодня весело и дружно играть. Скажите, пожалуйста, а какие бывают игры? (Дети отвечают). Правильно, игры бывают самые разнообразные: подвижные, спортивные, словесные, театрализованные и, конечно же, народные.
Ребята, кто из вас скажет, в какой республике мы живем? (Дети отвечают).
Правильно, мы живем в республике Карелия. И сегодня с вами мы поиграем в Карельские народные игры.
Фестиваль мы начинаем,
Всем здоровья пожелаем!
Прими участие скорей
Да зови своих друзей!
Всем в дорогу нам пора –
В гости нас зовет игра!
Корни карельских игр затерялись далеко в истории. В них нашли свое отражение древние обряды и представления об окружающем мире. Во время игры выявлялись те качества, которые особенно высоко ценили карелы – сила, ловкость, меткость. Дети в своих играх старались подражать взрослым и часто копировали их занятия. Карелия – край охотников и рыболовов. Стоит ли удивляться, что среди игр есть «Заяц и волк», «Сеть да рыба».
Но прежде чем начать игру, необходимо выбрать водящего. Его обычно выбирали считалкой.
Тара-бара,
Домой пора –
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Заяц и волк
(яной да хука)
Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый «заяц» делает себе домик, защиту от «серого» - чертит вокруг себя окружность. Если играют на улице зимой, то круг чертят палкой на снегу, а если в просторной избе – угольком из печи.
Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк-охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «зайчишка» старается удрать от него, но если «волк» его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей-нибудь домик. Вдвоем там оставаться никак нельзя. Хозяин обязан выскочить «на улицу». «Волк» продолжает охоту уже за ним. И так, пока кто-нибудь не попадет «волку» в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями – веселая шумная игра продолжается.
Инструктор. Когда дети делились на команды, устраивали «сговорки». Выбирали двух «маток» и, сговорившись, подходили к ним по двое. Спрашивали так, например: «Дома быть или по морю плыть?» Кто-то выбирал «дом», другому доставалось «море». (Дети делятся на команды и продолжают играть).
Сеть да рыба
(веркко да калат)
Участники игры делятся на две команды. Жребий определяет, кому быть «рыбой», а кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть» - берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Ребятам известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой. Движется и ребячья «сеть» - круг колышется то вправо, то влево.
«Рыбы», как им и положено, заходят в «сеть» - внутрь круга. Побыв там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто-нибудь из команды «ловцов» громко кричит: «Веркко!» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «ловцы» стремительно сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывших «рыб». Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разъединить звенья «сети» и выскользнуть из нее. Кому-то это удается.
Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение. Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб».
Веркко да калат
(сеть да рыба – второй вариант игры)
Играющим роль «сети» завязывают глаза и выталкивают на середину избы. Они широко расставляют ноги. Юркие «рыбки» пытаются проскользнуть между ног. Если им это удается, они переходят к другим «сетям». Застрявшие выбывают из игры.
«Сетям» разрешается зажать «рыбу» ногами и удерживать руками, а вот сходить с места нельзя. Если «рыба», изловчившись, потащила «сеть» за собой, та должна отпустить жертву и стать в исходное положение.
Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.
Инструктор. Карельские ребятишки – будущие земледельцы. В играх они как бы рассказывали о том, что они видели в поле, на скотном дворе, в конюшне.
Ворона на поле
Выбирают водящего. Это – «хозяин», а все остальные – «вороны». На игровом поле чертят большой квадрат. «Хозяин» садится в центре его на корточки. «вороны, как это бывает на настоящем поле, слетаются, начинают каркать: «Кар-кар – поле топчем, зерна клюем». Так повторяют несколько раз.
Наконец «хозяин» просыпается и начинает гонять «ворон». Хитрые и проворные птицы улетают за линию квадрата. Там их трогать нельзя! Но вот одна из «ворон» зазевалась – и «хозяин» успевает поймать ее.
Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не отстоит «засеянное поле» поле – не переловит надоедливых «ворон».
Инструктор. Многие игры были общими для мальчиков и девочек. Но с возрастом ребята предпочитали играть в свои, а девочки в свои игры. Мальчишеские забавы больше рассчитаны на силу, ловкость, если хотите, на мужество.
Правила устанавливались жесткие. Позором, к примеру, считалось не отыграться или раньше времени выйти из игры и тем самым показать свою слабость.
Девчоночьи игры носили лирическую окраску, нередко сопровождались пением и танцами. Здесь больше ценились уступчивость, умение не обидеть партнера по игре.
Петухи
(Кукот)
Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на одной ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и встал на обе ноги.
Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло.
К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается.
Инструктор. Каждое время года приносило свои забавы. На крещение приходили такие морозы, что в бедной, латаной-перелатаной одежке на улицу и носа не покажешь. Тогда детвора свои игры устраивала в избе, у натопленной печки.
Уголок
В игре участвуют пять человек. Определяют водящего, который тут же становится в центр избы. Остальные четверо располагаются по углам.
Водящий говорит:
Бабушка-старушка,
Продай уголок –
Там пиво варят,
Тебя напоят.
Как только произнесено последнее слово, играющие быстро меняются местами. Кто остается без угла, тому и водить.
Сиди, сиди Яша
Кто-нибудь добровольно становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Сиди, сиди Яша,
Ты - забава наша.
Погрызи орешки
Для своей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.
Инструктор. Вот и зиме скоро конец. Заметно прибавился день. Взглянув в окошко, бабушка приговаривает: «Знать, по свету, дело идет к лету!» Радуются ребятишки – ведь с наступлением тепла приходят новые забавы. Водящего в играх выбирали не только считалками и «сговорками», но и «конанием». Конались на веревке или палке. Палку подбрасывали вверх и кто-нибудь из играющих ловил ее в воздухе. Другой брался за палку рукой чуть выше, и так до тех пор, пока чья-то рука не захватывала верхний конец. Это и был водящий. Когда конались, приговаривали:
Чья копна
На моей копне?
Скинь долой,
Вези домой!
Догонялка
Пожалуй, самая простая и поэтому самая распространенная игра. Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:
Стерегу, стерегу овечку
По золотому колечку.
Не тронь моей овечки
Ни зверь, ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш овечка в поле!
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим.
Ляпки с мячом
Всем известные «пятнашки» у нас называли «ляпками». После обязательной считалки:
Раз, два, три, четыре –
Мы живем в одной квартире.
Раз, два, три, четыре, пять –
Ты иди искать! – выясняли, кому водить. Потом становились в круг. Кто-нибудь из играющих сильно ударял мячом о землю. Мяч подскакивал вверх. Пока водящий ловил его, все разбегались. Поймав, наконец, мяч, водящий кричал: «Стой!» Все останавливались в позах, в каких их застала эта команда. Водящий с места пытался «запятнать» кого-нибудь из играющих.
Если мяч задевал игроков, водящий вновь бежал за ним, а все остальные устремлялись в противоположную сторону. Схватив мяч, водящий, снова кричал «Стой!» Все застывали как вкопанные, а водящий старался в кого-нибудь попасть. Если это удавалось, тот, в кого попадали мячом, бежал за ним, а все остальные, в том числе и водящий, разбегались врассыпную, пока их не настигала команда «Стой!»
Никто не имел права двигаться, менять позу с того момента, как мяч оказывался в руках у водящего. В этой игре водящие быстро менялись ролями с играющими.
Инструктор. Вот и подошел наш Фестиваль карельских народных игр к завершению. Мы узнали, как они веселы, задорны и интересны. Надеюсь, они вам понравились. Вы расскажете об этих играх своим родителям, друзьям и, конечно, будете в них играть. Всего вам хорошего, до новых встреч!
Литература
Виола Мальми. Народные игры Карелии. Петрозаводск. Карелия, 1987
Инструктор по физкультуре №5 - 2015