Елена Сустайкина
Осторожно, дети! О проблеме детского насилия
▼ Скачать + Заказать документы
В день отъезда в лагерь семилетний Витя проснулся в пять утра и нетерпеливо ерзал на чемодане. Он давно ждал этого момента, глаза ребенка горели в предвкушении чего-то неизведанного. Как же могло случиться, что через три недели Витя вернулся домой нервным и замкнутым?.
Замкнутость была не самым страшным последствием поездки в лагерь. Очень скоро у мальчика пропал аппетит, в один «прекрасный» день он начал заикаться… Очень долго родители пытались установить причину происходящего. И однажды Витя расплакался и все рассказал маме… Родители с ужасом узнали, что виной всему-жуткие воспоминания о лагере.
Публикация «Осторожно, дети! О проблеме детского насилия» размещена в разделах
Два старших мальчика из одного с Витей отряда заставляли его стирать свое белье, фрукты и деньги. Один из них приказал называть себя «товарищ генерал», второй – «товарищ полковник». «Генерал» отличался особой жестокостью: он избивал Витю солдатским ремнем. Чаще всего над мальчиком издевались в укромном месте, но иногда «казнь» проводили на глазах у других детей, которые либо забавлялись, глядя на это, либо сами боялись и потому не рассказывали ничего воспитателям. Почему воспитательница сама не чего не заметила? Ей, молодой девушке, было не до того. Она не слишком отягощала себя воспитательной работой с детьми, а интересовалась только симпатичными вожатыми…
В наше время возник новый феномен-детская жестокость без ненависти. На практике подобное немотивированное насилие означает, что ребенка, спокойно идущего из школы, может избить случайная орава мальчишек. Главное, что «жертву» ни кто из них не знает и даже не понимает, зачем они всё это делают…
Психиатры проблемой детского насилия заинтересовались ещё в 1969 году. Сначала речь шла о некой мести большой группы, которая издевается над одиночкой, разрушающим ее стереотипы. Сегодня ученые склоняются к мнению, что конфликт происходит в раках узко ограниченной пары: агрессор против жертвы. Толпа в данном случае играет роль зрителя. Из исследований английских ученых следует: о детском насилие можно говорить, когда ребенок или группа детей говорит другому что-то страшное или неприятное, бьёт его, угрожает, закрывает в пустом помещении, насмехается над ним его семьей. Насилием не считается случайная драка или ссора. Насилие означает длительное издевательство, которое может продолжаться месяцы и годы. Особо серьезные происшествия могут считаться насилием даже в том случае, если были осуществлены всего один раз. Жертва чаще всего бывает беззащитна и слаба физически и морально.
Мотивы проявления агрессии могут быть разные: месть, желание подчинить себе другого, самоутвердиться за счет «жертвы», посмотреть на реакцию страдающего человека.
Данные статистики приводят в ужас: в пятых и шестых классах наших школ около 14 человек из ста издеваются над пятой частью своих одноклассников, а 7% детей постоянно подвергаются насилию. За каждой из приведенных цифр скрываются конкретные случаи избиений и издевательств.
Почему детское насилие приобрело такой размах? В этом виноваты и фильмы с множеством кровавых и жестоких сцен, которые вместе с нами смотрят дети; и телепередачи, ежедневно вещающие о войнах, терроре и убийствах… А может быть, у ребенка просто нет примеров порядочного и милосердного поведения? Бесспорно, что к детскому насилию ведет и большое количество свободного времени, которое ребенок проводит пассивно и бездумно.
Согласно исследованиям американских ученых, агрессоры вырастают в семьях с низким социально-культурным уровнем. Однако у нас – вопреки этой точки зрения – постоянно возрастает количество агрессоров из состоятельных семей.
Издеваются обычно над тем, кто не может или боится этому противостоять. Жертвой агрессии может стать новичок в коллективе, ребенок, страдающий лишним весом, заиканием, слишком рыжий, слишком умный, слишком интеллигентный и деликатный, любимчик учителя, ребенок с врожденными недостатками или же из неполной семьи… Просто тот, кто стоит в стороне и является «белой вороной» : у него. как правило, разнящиеся с группой интересы. Очень часто не помогает даже перевод ребенка в другую школу: агрессоры найдутся везде.
Интересно, что маленькие дети в подобных ситуациях ведут себя более разумно. А вот школа постепенно формирует у детей стереотипы, и поэтому школьники 9-15 лет относятся к жертвам без сочувствия и осуждают попытки пожаловаться на обидчика взрослым. Но самое ужасное то, что учителя и воспитатели зачастую относятся к жертвам с такой же неприязнью и не хотят или не могут противостоять агрессорам. Иногда именно педагоги дают повод для издевательств: учительские насмешки над ребенком в присутствии других детей чаще всего не остаются без последствий.
А как же родители агрессоров? Чаще всего, узнав о подобном поведении ребенка, они наказывают его физически и считают проблему решенной. Однако этим они лишь повышают возможность всплеска агрессии.
У «жертвы» тоже есть папа и мама. Как ни странно, часто они молчат, так как не верят, что в школе можно навести порядок. Кто-то утверждает, что подобные проявления насилия существовали всегда и от них невозможно избавиться. Некоторые родители делятся своим собственным опытом и советуют им не отвечать на обиды.
Так поступили и Витины родители; решили, что случившегося не исправишь. И единственный урок, который они извлекли из происшедшего, - никогда не отправлять сына в летний лагерь. Жаль… Ребенок в такой ситуации может решить, что родители для него не опора…
Как же вести себя родителям, чей ребенок подвергся детскому насилию?
• Убедите ребенка в том, что вы его поддержите и защитите. Выясните точно: что, где, когда и каким образом произошло.
• Сразу же сообщите, заведующему лагеря, учителю или директору школы. На эту встречу идите вдвоем с супругом или другим взрослым человеком.
• Организуйте встречу с родителями агрессора и настаивайте на том, чтобы они повлияли на своего ребенка. Если они не отреагируют на вашу просьбу надлежащим образом, вы можете пригрозить обращением в комиссию по делам несовершеннолетних.
• Следите, чтобы ребенка постоянно кто-то провожал в школу и встречал после занятий. В крайнем случае, можно понаблюдать за ним издалека.
• Запишите ребенка в спортивную секцию. Физически крепкий человек проще противостоит агрессии и более уверен в себе. К тому же тиранить того, кто дает отпор, не так интересно, как безропотную жертву.
• Поддерживайте с ребенком дружеские, доверительные отношения. Вы должны знать о его проблемах и всегда оказывать помощь. Ребенок должен знать: родители всегда рядом, они любят его и поддержат в любой ситуации.