Алла Макарова
Феномен психического выгорания педагогических работников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопрос сохранения психического здоровья каждого человека становится важной общественной задачей. Профессия педагога относится к сфере профессий «человек – человек». Это профессии, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.
Публикация «Феномен психического выгорания педагогических работников ДОУ» размещена в разделах
Психическое выгорание является одним из часто встречающихся феноменов, относящегося к профессиональным деструкциям. Накопленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у представителей разных профессиональных групп есть своя специфика в проявлении данного феномена, а также в выраженности его отдельных компонентов и их структурной организации. Исследования психического выгорания обуславливаются его широкой распространенностью и высокой социальной значимостью. В связи с этим большое значение приобретает изучение этого явления, оказывающего негативное влияние на психическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности.
На наш взгляд, можно выделить следующие основные направления исследовательской работы по данной тематике в мировой психологии :
1. Определение места феномена «выгорания» в структуре других понятий, связанных с профессиональным развитием личности. Прежде всего, требуется дифференцирование этого понятия от существующего у нас термина «профессиональная деформация».
2. Адаптация существующих и возможная разработка новых методик для диагностики стрессов и их апробация на отечественной выборке.
3. Сравнительные исследования «выгорания» в разных группах профессий и выявление специфики возникновения этого феномена в нашей культуре.
Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней, эмоциональной
опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими
людьми.
Отдельного внимания заслуживает изучение проблемы эмоционального
выгорания педагогических работников ДОУ. Профессия педагога обладает огромной социальной важностью. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля
деятельности, профессиональной позиции у педагога появляется “ психическая
усталость”, профессиональная дезадаптация.
Синдром психического выгорания проявляется как эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненностью, игнорирование индивидуальных особенностей воспитанников и оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Большинство педагогов отмечают у себя наличие следующих психических состояний : тревожности, уныния, подавленности, апатии, разочарования, хронической усталости.
Недоброжелательная атмосфера в коллективе также может провоцировать возникновение выгорания у педагогов.
Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности она значительно выше, чем у менеджеров, банкиров, социальных работников, т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.
Психическое напряжение, сопровождающее профессиональные будни педагогов ДОУ, также влияет на психическое выгорание.
Не мудрено, что в целях экономии своих энергоресурсов многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что увеличивает риск возникновения эмоционального выгорания. [71]
Внутрипрофессиональные различия в выгорании также представляются
интересными. Например, педагоги ДОУ имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги из школ, колледжей и ВУЗов.
Причина спада профессиональной деятельности педагога ДОУ приходится на так называемый «педагогический кризис». Это стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения и отсутствия отдачи воспитанников; несоответствие ожидаемого результата и фактического, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять - неизвестно, возможность изоляции в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неуверенности в себе. [48]
Естественно, возникает вопрос о профилактике и коррекции данного явления. Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Среди методов профилактики эмоционального выгорания особое место отводится психологическому сопровождению в разных видах профессиональной деятельности и овладение методами саморегуляции. [68]
В настоящее время педагоги ДОУ плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. Многие из них не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. Задача психолога - проинформировать педагогов и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Эмоциональная поддержка поможет научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.
Для диагностики, профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогических работников, а также факторов, влияющих на его возникновение и развитие, предлагается использовать методический комплекс, включающий следующие методы и формы психологической работы. Методы диагностики выгорания лежат в основе составления программы коррекции и могут включать:
– метод наблюдения – для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;
– метод беседы – для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;
– метод экспертных оценок, метод анализа документации – для изучения объективного состояния социально-психологических и организационных характеристик профессиональной деятельности;
– психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания.
На основании проведенной диагностики разрабатывается комплекс практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания педагогов с учетом вклада тех или иных факторов. Формами проведения таких мероприятий могут быть лекции, семинары, практические занятия с элементами тренинга, направленные на ознакомление с феноменом выгорания, факторами, способствующими его возникновению и возможными способами предотвращения выгорания и снижения негативного влияния этого явления на личность и деятельность профессионала.