Гурьянова Наталия
Конспект занятия по ФЦКМ «Ванечка и Манечка в гостях у девочек и мальчиков»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: формировать представления о семье и её членах, как о людях, которые живут вместе, умение называть членов семьи, проявлять заботу и любовь к родным; об эмоциональном состоянии членов семьи.
Задачи:
Образовательные: Воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья.
Развивающие: Развивать диалогическую речь, совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Ванечка и Манечка в гостях у девочек и мальчиков“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Развивать память, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между девочками и мальчикам, между членами семьи, чувство сопереживания и взаимовыручки. Вызывать эмоциональный отклик на желание называть детей ласковыми именами.
Работа над словарем: активизация словарного запаса детей обобщающими понятиями «семья», «сестра», «брат», обогащение словаря существительными с суффиксами «еньк», «ечк» при словоизменении имен (Саша-Сашечка, Илья –Илюша,Илюшечка).
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением ладошки (грустная и весёлая, семейные фотографии, куклы Ванечка и Манечка.
Предварительная работа (по образовательным областям):
Познавательное развитие – Беседы на тему: «Когда я вырасту я буду…мамой, папой», наблюдение за прохожими на прогулке, рассматривание иллюстраций: девочка-женщина-бабушка; мальчик-мужчина-дедушка.
Социально-коммуникативное – сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Гараж» и др., а также дидактические и настольно-печатные игры. Тематическое обыгрывание проблемных ситуаций.
Речевое – чтение художественной литературы (потешки, стихи, разучивание пальчиковых игр).
Физическое – разучивание игр с акцентом на гендер «Подарки», «Ровным кругом», а также физминуток тематического содержания.
Ход занятия :
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости?
Младший воспитатель вносит кукол Ванечку и Манечку, волшебную шкатулку с загадками.
Словесная игра «Здравствуйте, ребята!»
(Ванечка и Манечка поочередно спрашивают у детей)
-Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята (Нет)
-Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, мышата? (Нет)
-А кто вы?
Дети: Дети, девочки и мальчики.
- Мы тоже девочка и мальчик. Ванечка и Манечка.
А как вас зовут? Давайте знакомится!
(ответы детей – называют ласково – (Саша, Илья, Артем и т. д.)
Воспитатель: Ванечка и Манечка, а что за волшебная шкатулка у вас?
Ванечка: А это секрет.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим что там? Да тут загадки. Попробуем отгадать:
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет на мольберт картинку с изображением мамы).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут твою маму?
- Как мама называет тебя ласково? (Сашенька, Илюша, Дашенька и т. д)
-Какая твоя мама?
Воспитатель: Замечательно!А теперь послушайте следующую загадку:
Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем?
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы? (дочка, сынок)
-Какие добрые и ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу (смелый, сильный, добрый, умный)
Воспитатель: Замечательно, ребята!
Читаем следующую загадку:
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С мёдом даст оладушки? –
Это наша…
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Если для мамы с папой вы дочка или сынок, то для бабушки вы-(внук, внучка)
-Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая (любимая, заботливая, ласковая).»
Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мастер на все руки,
Не знает скуки,
Режет, рубит, пилит,
Все дела осилит!
Кто для внуков главный
Добрый и славный? (дедушка)
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Как дедушка заботится о вас?
Воспитатель:А еще ребята, кроме мам, пап, бабушек и дедушек –кто с вами живет (братик или сестренка)
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?
Дети: Они поссорились.
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Дети: Надо семью помирить.
Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!
Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?
Дети: В своём доме.
(На ладошку накладывается бумажный белый дом).
Воспитатель: Действительно, ребята каждая семья живет в своем доме. Вот и у нашей ладошки тоже есть дом, но он белый и нам его нужно украсить. Для этого девочки возьмут желтые цветочки и приклеют их на домик, а мальчики-синие. (Дети и воспитатель украшают дом.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи.
Рефлексия.
- Ребята, кто к нам приходил в гости?
-А вам понравилось играть с Ванечкой и Манечкой?
- Кого, мы с вами мирили?
- А для, кого мы так красиво украсили дом?