Солдатова Людмила Викторовна
Консультация «Мир фантазии глазами ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема фантазии в жизни ребёнка - актуальная тема психологии и педагогики. Именно важности фантазии и воображения в развитии и фундаментальном конструировании личности детей дошкольного возраста нужно уделить гораздо больше внимания, чем многие родители думают. В основу анализа проблемы легли годы работы с детьми и их родителями.
Начнём с того, что же такое фантазия и как она влияет на детские умы. Да и нужна ли она? Можно ли развить воображение? Не опасно ли, когда ребёнок уходит в мир фантазии с головой? Именно эти вопросы поставили родители, когда пытались определить роль фантазии в жизни их детей.
Публикация «Консультация „Мир фантазии глазами ребёнка“» размещена в разделах
Ребёнок учится и познаёт окружающий его мир путём игр, сказок, книг и прочей разнообразной творческой деятельности, формирует понятия «добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», как можно себя вести в обществе, а как нельзя. В первые годы жизни дети много и часто фантазируют. У них появляются первые воображаемые друзья, понятные лишь им игры с игрушками, и мир, в котором они живут, кардинально отличается от нашего, взрослого. С помощью фантазии ребёнок учится справляться со своими страхами, волнениями и тревогами. Допустим, маленькая Алина очень сильно боится, когда на неё кричат взрослые, и на наших занятиях она иллюстрирует сказку собственного сочинения. На рисунке злой дракон широко разинув рот, кричит на маленьких людей у которых нет ушей. Наша задача изменить рисунок так, чтобы ребёнок смог самостоятельно найти решение и устранить страх своими силами.
Но помимо изотерапии и сказкотерапии существуют и другие способы развить воображение ребёнка, обучающие его не только выражать себя, но и систематизировать полученные знания, вырабатывать логическое мышление. Например, «Ассоциации», где путём одного слова создаётся бесконечная цепочка ассоциаций в сознании ребёнка. Эта «цепь» пробуждает в нём забытые и пассивные воспоминания или же наоборот, подводит его к самостоятельной, отличной от первоначальной мысли. Наталкивает на рассуждения, путём анализа полученной информации, развивает гибкость мышления и воображения.
Другая, не менее интересная для детей, игра – «Фантастическая тема», где задача ребёнка продолжить незамысловатый стишок своими словами. Совокупность образов, воспоминаний и приобретённых знаний путём словообразования выражают мировоззрение ребёнка, раскрывают его индивидуальный мир фантазии.
Игра «А что было бы, если. ?», где ребёнку дают первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание даёт гипотезу, на основе которой можно работать. Возьмём за основу «человек» и «атакован крабами». Что было бы, если человек вдруг атакован крабами? Взять ситуацию, вариантов развития которой бесчисленное множество, чтобы сгенерировать их, и мы можем посмотреть на данную ситуацию с разных сторон: как бы я поступил на месте определённого или незнакомого мне человека? Как это могло случиться? Что способствовало этому? Как выйти из этой ситуации? Какое дальнейшее развитие событий нас ожидает? И другие вопросы, которые способствуют развитию этой фантазии.
Не менее используемая в качестве терапии для детей дошкольного возраста - «Игра в рассказчика». Её суть проста: детям даётся слово, фраза или ситуация, от которой они отталкиваются и начинают свой рассказ. Если игра групповая, то дети с охотой включаются в неё, участвуя в развитии фантазии, проявляют сопернический интерес. Каждому ребенку хочется внести что-то своё, дополнить образ и проявить как можно больше участия. Дети имеют подвижную психику и множество ассоциативных цепей. Делая самостоятельный выбор, они, имея полную свободу самовыражения, сами приходят к пониманию какие слова «плохие» и как поступать нельзя, а не потому что так сказали взрослые. В их сознании есть чёткая ассоциация. Дети часто включают в свои фантазии близких и просто знакомых им людей, которых они видели несколько раз в жизни. Поэтому процесс создания рассказа становится для них в разы увлекательней и интересней. И если детские рассказы куда невероятней, малышам необходимо поощрение в их стремлении к воображению.
Опасен ли мир фантазии для ребёнка? Безусловно, если не научить его отличать реальность от фантазии. С самого начала нужно объяснить ребёнку, что воображению самое место в играх, рисунках и другой творческой деятельности, фантазия же в реальной жизни недопустима. Нельзя поощрять его «приукрашивание действительности», ложь и частые глубокие погружения в себя. Ребёнок должен уметь отличать эти диаметрально противоположные друг другу миры, разумно дозировать пребывание в своей фантазии и чётко разграничивать мир реальный и воображаемый.
Стоит уделить особое внимание к развитию воображения у маленьких детей. Это особо значимый этап в развитии малышей, но в последнее время всё чаще замечается тенденция игнорирования этого этапа. С малых лет ребёнка загоняют в рамки и не дают фантазировать, обезличивая их индивидуальность. Родителям стоит помнить о том, как важна фантазия и что не стоит ограничивать ребёнка в мире его воображения для его здорового будущего в реальном мире.